Аркадий Соловьев, МИО Омской области: «С 1 марта 2016 года ГОСТ о наружной рекламе станет обязательным, и все дискуссии насчет того, надо ли его соблюдать, стоит прекратить»
21 октября 2015

Аркадий Соловьев, МИО Омской области: «С 1 марта 2016 года ГОСТ о наружной рекламе станет обязательным, и все дискуссии насчет того, надо ли его соблюдать, стоит прекратить»

Обозреватель «Коммерческих Вестей» Ольга Умова расспросила первого заместителя министра имущественных отношений Омской области Аркадия Соловьева о том, как продвигается работа по согласованию схем размещения рекламных конструкций на территории Омска и районов Омской области.

Аркадий Васильевич, межведомственная комиссия по согласованию схем рекламных конструкций под вашим руководством работает уже второй год. Расскажите о том, каковы итоги этой работы на сегодняшний день.

Напомню, что в соответствии с ФЗ «О рекламе» рекламные конструкции должны размещаться на земельных участках (независимо от форм собственности) в соответствии со схемами размещения, также на государственных и муниципальных зданиях возможно размещение конструкций только в соответствии со схемами. Сами схемы разрабатывают муниципальные органы власти, а субъект участвует в процессе согласования схем.

На территории региона порядок согласования проектов схем утвержден постановлением регионального правительства 311-п, утвержден состав межведомственной комиссии и определен порядок ее работы. Кроме того, постановлением 215-п утверждены типы и виды рекламных конструкций и предельные сроки их размещения. Область дает вилку, в пределах которой ограничен срок, на который может быть заключен договор, а муниципалитеты выбирают конкретный срок в рамках этой вилки.

В целом за 2014 год и 9 месяцев 2015 года у нас прошло 37 заседаний межведомственной комиссии, на которых мы рассмотрели 143 схемы, причем 106 из них – в 2015 году. 83 схемы согласовано, из них 23 – еще в 2014 году. Две схемы на данный момент находятся на доработке, в согласовании 58 схем мы отказали. Если говорить о городе Омске, здесь принято 37 схем, а это более 500 рекламных конструкций. Изначально город пошел по пути составления схем по улицам – специалисты брали конкретную улицу, на которой определяли дислокацию рекламных конструкций, составляли схему и направляли к нам на согласование. Таким образом мы достаточно успешно работали вплоть до сентября текущего года.

А затем город от этой практики решил отказаться.

Да, в сентябре нам мэрия представила новый проект размещения рекламных конструкций, который включает в себя уже всю территорию города Омска – порядка 2300 конструкций. Комиссия его отклонила в связи с тем, что в данной схеме были очевидные нарушения ГОСТа, на которые указала ГИБДД, и отсутствовала топосъемка, в связи с чем невозможно точно определить место расположения той или иной конструкции. В прошедшую среду городские власти нам представили доработанный проект, в который было включено уже 2540 конструкций, так как город учел предложения представителей бизнеса. В согласовании схемы было отказано по тем же самым причинам. При этом еще в сентябре мы предлагали городу разрешить существующие противоречия. Можно было либо сделать топосъемку, либо указывать прямо в схеме расстояние от предполагаемой конструкции до близлежащих объектов, будь то перекресток, светофор, дорожный знак, здание или даже бордюрный камень. По последнему пути идут районы, причем достаточно успешно.

Если уже в сентябре комиссия указала городским властям на недостатки предложенной схемы, почему на этот раз снова она была представлена с теми же ошибками?

Представители городской администрации считают, что схема может быть согласована и в таком виде. Они предполагают, что уже когда речь зайдет о подготовке к аукциону, тогда будет выход на местность и определение конкретного места, где будет размещаться конструкция. Комиссия же в своей работе руководствуется нормами закона, который говорит нам о том, что схема должна соответствовать нормам градостроительства, сложившемуся архитектурному облику и нормам безопасности. Нормы безопасности – это как раз ГОСТ о наружной рекламе.

Но ГОСТ этот, если не ошибаюсь, до сих пор носит рекомендательный характер.

Дискуссия о том, надо ли соблюдать ГОСТ, идет давно, периодически предприниматели начинают настаивать на том, что ГОСТ носит рекомендательный характер, обращаются в суд. Но, как показывает практика 2015 года, Верховный суд РФ дал четкую оценку: ГОСТ является обязательным. Кроме того, 29 сентября вышло постановление Правительства РФ «О национальных стандартах», где говорится, что с 1 марта 2016 года все те ГОСТы, которые в этом постановлении отражены (в том числе и тот ГОСТ, о котором мы говорим), будут обязательными. И все дискуссии на этот счет стоит прекратить.

Комиссия в очередной раз отказала городу в согласовании схемы, как будет строиться работа дальше?

Мы готовы участвовать в доработке схемы, если нужна будет наша помощь, готовы вместе с городскими специалистами выходить на местность и помогать осуществлять замеры. Лично на мой взгляд, целесообразнее и быстрее было идти по тому пути, по которому город пошел изначально, и утверждать схемы по отдельным улицам. Тогда дело бы хоть как-то продвигалось. А сегодня после каждой переработки всю схему в целом – а это, напомню, 2540 конструкций, – нужно будет заново перепроверять. Так что я надеюсь, что город вернется к прежней практике.

Насколько к настоящему моменту в разработке схем преуспели районы?

По районам мы утвердили 46 схем. Районы также шли разными способами: кто-то утверждал схему сразу на весь район, кто-то шел по отдельным населенным пунктам. Если говорить о типовых ошибках, которые допускают специалисты районных администраций, их можно разбить на две группы: либо забывают указывать типы конструкций, либо (что чаще всего) не соблюдают ГОСТ по наружной рекламе. На сегодня в числе отстающих у нас девять районов, которые пока не имеют рекламных схем. Из них 4 района – Усть-Ишимский, Шербакульский, Крутинский и Муромцевский – схемы представляли, но они по каким-то причинам были отклонены. А вот Тарский, Горьковский, Черлакский, Большеуковский и Седельниковский районы вообще еще ни разу к нам не обращались.

Министерство имущественных отношений «аутсайдеров» как-то подталкивает?

Начиная с 2013 года мы говорим с представителями районов о необходимости разрабатывать схемы на кустовых семинарах, на встречах. В августе прошлого года мы специально вопрос на коллегию выносили, приглашали все районы в очередной раз, отвечали на вопросы, сделали наглядный материал, провели ликбез. Сейчас у нас снова проходят традиционные кустовые семинары, на которых мы в очередной раз настоятельно обращаем внимание районных специалистов на этот вопрос.

В каком из районов будет больше всего наружной рекламы?

В числе лидеров у нас, безусловно, Омский район, где уже утверждены схемы, позволяющие разместить более 400 конструкций. Большинство из них – вдоль федеральной трассы, и для района это существенный задел на будущее.

Сроки, которые устанавливал федеральный законодатель на утверждение схем размещения наружной рекламы, давно прошли. В связи с этим какие-то санкции могут быть применены к муниципалитетам?

Санкции здесь применяются со стороны прокуратуры. Прокуратура выносит акты реагирования в отношении муниципальных образований, передает материалы в суд, и суд уже принимает решения. И в Омской области уже есть судебные разбирательства такого рода. По городу Омску мне такие факты пока неизвестны, хотя к городу вряд ли такого рода санкции сейчас могут быть применены, ведь он все равно не стоит на месте, работу ведет, и 37 схем уже утверждены.

Если муниципалитет решает дополнить или еще как-то изменить уже существующую схему, он также обязан согласовывать эти изменения с комиссией?

Да, комиссия также рассматривает и внесение дополнений в уже утвержденные схемы. Характерный пример – улица Ленина в Омске. Мы схему размещения конструкций на этой улице согласовали, но сегодня идет ее реконструкция, подрядчик говорит о том, что он готов предусмотреть там иные виды рекламных конструкций, что будет изменено расположение дорожных знаков, соответственно, городу нужно будет корректировать существующую схему.

На каких улицах в Омске уже согласованы схемы?

В число 37 согласованных областной комиссией вошли схемы по ул. Думской, Гагарина, Интернациональном, Красному Пути, Березовой, проспекту К. Маркса и другие.

Кстати, будет ли оставлен информационный стенд на пересечении улиц Красный Путь и Березовая?

Поскольку информационный стенд не вошел в утвержденную схему, он будет демонтирован.

Городские власти планируют оставить на территории Омска около 2500 конструкций, порядка 2800 конструкций, если не ошибаюсь, планируется снести. Получается, большая часть носителей с рынка уйдет. К чему это приведет, на ваш взгляд?

Если рекламная конструкция установлена с нарушениями, население от ее сноса только выигрывает. С точки зрения доходности администрация уверена, что доходы свои она не потеряет, исходя из того, что раз количество конструкций сокращается, то спрос на них вырастет. Напомню, что под снос должны пойти все конструкции, которые не попадают в схему, как бы ни было жаль. К сожалению, например, уже пришлось убрать афишные тумбы у Драмтеатра. Мы на комиссии пытались их отстоять, но представитель ГИБДД был непреклонен, указывая на то, что они не соответствуют ГОСТу.

Дополню, что работа по предварительному согласованию схем рекламных конструкций, направленная на упорядочение наружной рекламы и повышение прозрачности и открытости соответствующих процедур для всех участников, будет продолжена.


Источник: Ольга Умова, «Коммерческие Вести»

Возврат к списку