Плати или уходи
20 июня 2011

Плати или уходи

Приняв весной этого года новую концепцию размещения наружной рекламы, чиновники Луганска (Украина) обнаружили, что не в состоянии ее выполнить, так как законных способов заставить рекламистов за собственный счет обновлять парк носителей, у них попросту нет. Чтобы решить проблему, власти намерены изменить правила продления разрешений: в выдаче бумаг теперь будут отказывать за малейшие проступки, а значит, риск лишиться места для предпринимателей вырастает в разы.

Луганское руководство корректирует правила работы для наружников. На общественные обсуждения выставлен проект решения исполкома, предусматривающий изменения в Правилах размещения наружной рекламы. В документе более четко прописаны полномочия рабочего органа – управления рекламы мэрии. Чиновники будут готовить разрешительную документацию, выдавать бумаги по итогам решений горисполкома, заключать договоры с операторами, а также контролировать уплату ими налогов, законность установки щитов и техническое состояние носителей. Ранее эти обязанности были поделены между управлением рекламы и коммунальным предприятием, которое курировало наружку. Формально, после того как государство запретило КП осуществлять функции исполнительной власти, всю работу выполняли сотрудники профильного управления. Однако в Правилах размещения наружной рекламы, принятых еще в 2004 г., это зафиксировано не было, что позволяло рекламистам обжаловать решения города в судебном порядке.

Но есть и более существенные изменения. В проекте прописаны новые правила продления разрешений. Так, заявление должно подаваться в отдел рекламы не позже, чем за месяц до окончания срока действия предыдущих бумаг. В случае же опоздания чиновники имеют право отказать предпринимателю в продлении и попросту забрать у него место. В проекте новых правил есть и пункт, согласно которому на продление разрешений не могут рассчитывать рекламисты, имеющие долги перед городским бюджетом. В пояснительной записке к документу сказано, что целью данных изменений является приведение законодательной базы в соответствие с новыми рекламными документами, в частности с Концепцией развития наружной рекламы на 2011–2016 гг., утвержденной местными депутатами весной. Последняя предусматривает замену щитов крупного формата в центре Луганска на более компактные носители, проектное размещение конструкций (все они должны быть выполнены в едином дизайне), зонирование города и пр.

Власти пообещали, что общее число рекламоносителей (порядка 2 тыс.) не только не будут уменьшать, а наоборот, увеличится еще на 1 тыс. щитов. Однако замену устаревших конструкций на более современные хотят начать уже в этом году. Руководитель управления рекламы Николай Папирный, который и был одним из инициаторов создания новой концепции, отметил, что город рассчитывает на сознательность рекламистов, ведь законного способа заставить агентство заменить носитель, если тот является технически исправным, у чиновников на сегодняшний день нет.

Но местные операторы не спешат инвестировать в обновление своих конструкций. По словам директора агентства «Вест Медиа» Сергея Коробко, прибыльность их бизнеса остается достаточно низкой, что не позволяет финансировать крупные проекты. Не так давно из-за подорожания обслуживания конструкций (транспорт, расходные материалы и пр.) рекламисты повысили плату за размещение на 10–15% – до 1–1,2 тыс. грн. в месяц. И это сразу же отразилось на заполняемости щитов – прежние договоренности аннулировали не только ряд небольших местных рекламодателей, но и некоторые национальные. В итоге сейчас пустуют не менее трети билбордов. Запросы же чиновников достаточно высоки. По предварительным подсчетам, носитель в новом дизайне обойдется примерно в $2–3 тыс., а обновить планируется свыше 1 тыс. щитов, на что потребуется $2–3 млн – сумма для луганского рекламного рынка почти неподъемная. Сдавая в аренду все щиты, предприниматели зарабатывают порядка 25 млн грн. в год, из которых городу отдают более 2 млн в качестве платы за использование земли под конструкциями и свыше 10 млн тратят на их обслуживание (поклейка макетов, ремонт, зарплаты сотрудникам и пр.).

В ситуации, когда заставить рекламистов добровольно расстаться с деньгами вряд ли удастся, изменения, внесенные в правила работы, могут стать реальным способом «простимулировать» операторов. Ведь чиновники могут запросто организовать как «несвоевременную» подачу документов на продление (не зарегистрировав вовремя заявление), так и наличие задолженностей (несвоевременное перечисление средств). В итоге несговорчивые предприниматели рискуют лишиться мест. Подобные схемы несколько лет назад были достаточно успешно апробированы в Киеве и Харькове: тогда местным властям удалось передать в другие руки несколько сотен рекламных меств самых привлекательных районах.

Источник: Людмила Ксенз, «Деловая столица»

Возврат к списку