25 январ€ 2017

—удьбу контракта на рекламу в метро решит суд

ѕока рынок наружной рекламы в ѕетербурге четвертый год находитс€ в подвешенном состо€нии, борьба операторов развернулась за подземку. ƒобиватьс€ через суд отмены итогов конкурса √”ѕ «√ородской центр размещени€ рекламы» на дес€тилетнее право размещать рекламу в петербургском метрополитене будет ќќќ Ђ¬олгобалт ћедиаї, пишет†ЂЋениздат.руї.

ѕраво заключить контракт на размещение рекламы в €нваре 2013 года автоматически получил единственный за€вившийс€ на конкурс участник ќќќ Ђћетрономї, предложив 2,6 млрд рублей вместо изначально за€вленных 1,65 млрд рублей. “еперь Ђ¬олгобалт ћедиаї надеетс€ вынудить √÷–– провести конкурс повторно, исключив из критериев отбора работу в метро в течение последних трех лет.

ѕервое судебное заседание назначено на 2 марта, а двум€ недел€ми ранее (14 феврал€) Ђ¬олгобалт ћедиаї будет пытатьс€ оспорить вердикт петербургского ”‘ј— по жалобе компании к √÷––. ∆алоба была удовлетворена, но только частично. ≈сли требование опыта работы в метро за последние три года ведомство сочло необоснованным, то против требовани€ подтверждать квалификацию контрактами на сумму не менее 10% от стартовой цены ничего не имело. Ђ¬олгобалт медиаї также добивалось судебного обеспечени€ в виде приостановлени€ конкурса, мотивиру€ требование тем, что действует в публичных интересах, но в обеспечении было отказано.

‘ормальна€ уступка

»значально до торгов допускались только компании, имевшие опыт работы в метрополитене за последние три года. “о есть фактически — только те, что уже дес€тилети€ дел€т рекламное пространство петербургской подземки. —итуаци€ дублировала предыдущий конкурс 2006 года, когда торги обернулись формальностью: дл€ участи€ в тендере требовалс€ п€тилетний опыт работы в метро, которым могли похвастатьс€ только разделившие к тому времени рекламу в подземке AFCAP, ќќќ Ђћетрономї, «јќ Ђјнфасї и «јќ Ђ омметї. ѕраво продавать рекламу они передавали компании Ђѕроспектї, руководство которой, по данным —ћ», аффилировано с метрополитеном и самими операторами.

Ёто возмутило других операторов рекламы, и в петербургское ”‘ј— и федеральную ‘ј— было направлено сразу несколько жалоб. јнтимонопольна€ служба частично согласилась с ними и предписала √÷–– исправить ситуацию. Ќесмотр€ на то, что соответствующие поправки в конкурсную документацию были внесены, игроки рынка считают их формальными.  омпани€м, не сотрудничавшим с метрополитеном последние три года, разрешили претендовать на контракт, но преференции по-прежнему осталась у Ђстарожиловї подземки.

—огласно документам, ключевыми критери€ми оценки √÷–– считает предложенную цену (максимум 50 баллов), квалификацию участника (максимум 20 баллов) и Ђпредложение участника о качественных, функциональных характеристиках реализации права пользовани€ местами дл€ размещени€ рекламыї (максимум 25 баллов).

» под Ђквалификациейї здесь понимаетс€ не опыт работы на рекламном рынке в целом, а именно Ђобъем выполненных за последние три года работ в сфере размещени€ рекламы в метрополитенах –‘ї. Ђ¬роде как нам пошли навстречу и чуть-чуть подправили конкурсную документацию, но на самом деле ничего не изменилось, Ч объ€снила Ћениздат.–у »нга ќвтова, юрисконсульт Ђ¬олгобалт медиаї. Ч ƒо этого мы просто не могли участвовать в конкурсе, а теперь можем, но всегда будем отставать на 20 балловї.

»менно из-за этого заведомого проигрыша, по мнению юрисконсульт, ни одна компани€ кроме Ђћетрономаї и не стала участвовать в конкурсе. ѕоследние и стали автоматическим победителем. Ќо ”‘ј— в решении по Ђ¬олгобалт медиаї указывает 11 петербургских организаций, которые, по мнению ведомства, обладают необходимыми знани€ми и опытом и могли бы претендовать на контракт.

ѕри этом убедить ”‘ј— в том, что опыт работы рекламной компании в метро необходим, √÷–– не смог ни доводами о психологической специфике работы в метро (€кобы горожане с клаустрофобией более у€звимы к визуальным образам под землей), ни доводами о необходимом знании двадцати трех нормативных актов и повышенной опастности работ.

ѕовышать до предела

≈динственный путь к выигрышу дл€ компании без свежих контрактов с метрополитеном Ч предложить сумму, существенно превышающую стартовую, что дл€ компаний неподъемно. Ђ÷ена и так без вс€ких оснований завышена, Ч уверена »нга ќвтова. Ч никто не видел и не знает ее расчетовї. ќна заметила, что с ростом технического прогресса попул€рность наружной рекламы, в частности рекламы в метро, неуклонно падает, и велик риск не Ђотбитьї вложенные средства. Ѕолее рискованным контракт делает и его длительность Ч за 10 лет приоритеты рекламодателей могут сильно изменитьс€. «аметим, что ќќќ Ђћетрономї предложила сумму в 2,5 млрд рублей, на миллиард превышающую изначальную ставку.

“аким образом завышенна€ сумма, котора€ могла бы Ђперебитьї предложение компаний, обладающих Ђбонуснымиї баллами за опыт работы в метро, чревата риском последующего невыполнени€ об€зательств и повторением московской истории 2015 года. “огда московскому метрополитену пришлось разорвать контракт с рекламной компанией Ђјвто —еллї и объ€вл€ть конкурс на выбор нового подр€дчика.  омпани€ не смогла выполнить об€зательства и ее задолженность к июлю превысила миллиард рублей, еще 400 миллионов составл€ли пени. ¬ мае 2016 года компани€ была признана банкротом, а в середине августа јрбитражный суд ћосковской области постановил включить в реестр требований кредиторов задолженность перед ћосковским метрополитеном на общую сумму более 1,37 млрд руб.

Ђ«десь все к этому тоже идет, Ч уверена »нга ќвтова. Ч ≈сли √÷–– не хочет делать по-человечески, можно за€вить невмен€емую цену и ты пройдешь по всем критери€м, но не сможешь выполнить об€зательства. Ќам этих целей добиватьс€ незачем. ћы только хотим освоить еще часть рынка, потому что с наружной рекламой сейчас непон€тно что происходит”. Ќапомним, что конкурс на рекламные конструкции городска€ администраци€ не может провести с 2013 года Ч сначала долгое врем€ составл€лась нова€ схема расположени€ конструкций, затем торги были отменены ”‘ј—, но заново комитет по печати до сих пор их не провел. ¬се это врем€ наружна€ реклама находитс€ на полулегальном положении.

Ќа федеральном уровне антимонопольной службы конкурсную документацию √÷–– оспаривал московский рекламный оператор ќќќ Ђ“рейд  омпаниї. ¬ августе 2016 года эта компани€ выиграла аналогичный конкурс в столице: за право в течение дес€ти лет единолично размещать рекламу на территории московского метрополитена Ђ“рейд  омпаниї предложила 22,6 млрд руб при стартовой стоимости в 17,6 млрд рублей.  омпани€ входит в холдинг Ђ√емаї, в него же входила и не справивша€с€ с услови€ми аналогичного контракта в 2015 году Ђјвто —еллї.

«аметим, что до московского конкурса были допущены сразу п€ть компаний, но фактически за договор боролись три: Russ Outdoor, ЂЋайса ƒиджиталї и Ђ“рейд  омпаниї.

  сожалению, с представител€ми Ђ“рейд компаниї Ћениздат.–у пообщатьс€ не удалось: в холдинге √ема ответили, что со —ћ» не общаютс€.  омментарий Ђ‘орт групп медиаї, также подававшей жалобы на конкурсную документацию в петербургский ”‘ј— получить также не удалось.

ћелочи не считаютс€

ƒругой, более мелкий контракт Ч на размещение рекламы в подвижных составах Ч и вовсе не был вынесен на конкурс. √”ѕ Ђѕетербургский метрополитенї заключил дес€тилетний контракт с тем же Ђћетрономомї напр€мую еще в 2015 году. ѕредставитель √÷–– по€снил это тем, что подвижные составы принадлежат самому метрополитену, а сумма контракта небольша€ (217,8 млн рублей в год). ѕри этом в окт€бре 2016 года председатель комитета по печати —ергей —ерезлеев сообщал Ћениздат.–у, что запуск конкурсных процедур, касающихс€ аудиорекламы и размещени€ объ€влений в вагонах, еще не состо€лс€. “огда глава комитета завер€л, что это станет следующим этапом после оценки результатов конкурса на размещение станционной рекламы.

Ќа этот раз комментариев от главы комитета Ћениздат.–у получить не удалось.

ѕредставитель Ђ¬олгобалт медиаї заметила, что при возможности компани€ безусловно участвовала бы в конкурсе на размещение рекламы в вагонах. Ђћы бы во всем участвовали, честно говор€, мы ведь двадцать лет на этом рынке, Ч призналась »нга ќвтова. Ч ћы делали и ролики, и плакаты, любые форматы, наши люди все умеют. ≈сть опыт размещени€ и на транспорте, на такси Ч не вижу большой разницыї.

¬ феврале 2016 года, когда услови€ конкурса еще не были €сны, эксперты предполагали, что есть возможность передела рекламного рынка подземки. Ђ«аполучить контракт с метрополитеном хотели бы многие предпри€ти€ наружной рекламы, Ч рассказывал Ћениздат.–у президент јссоциации малых предпри€тий наружной рекламы јлександр –ужинский. ≈сли торги на этот раз будут открытыми и в них смогут поучаствовать все, возможно, это окажетс€ единственной возможностью дл€ кого-то остатьс€ на рынке с учетом того, как сейчас живет наружна€ рекламаї.


»сточник:  атерина яковлева, ЂЋениздат.руї

¬озврат к списку


ƒмитрий  онструктив
” нас в  иеве, метро вообще ничего от рекламы не получает)
»м€ ÷итировать
“екст сообщени€*
«ащита от автоматических сообщений
«агрузить изображение