В Госдуме обсудили поправки к закону «О рекламе», касающиеся outdoor-индустрии

19 Октября 2010

В Госдуме обсудили поправки к закону «О рекламе», касающиеся outdoor-индустрии

Вчера представители рекламной индустрии, ФАС и депутаты собрались на заседание круглого стола в Госдуме, чтобы обсудить регулирование индустрии наружной рекламы. В разное время в парламент было представлено три варианта поправок к закону «О рекламе». Большинство участников отрасли согласны с идеей не проводить торги по распределению рекламных площадей каждые пять лет, как сейчас этого требует закон «О рекламе». По их мнению, аукционы слишком затратны, а частая смена места расположения рекламных конструкций может сделать невыгодным бизнес операторов рекламы.

Председатель комитета рекламы, информации и оформления Москвы Владимир Макаров: «Два из трех законопроектов отозваны, поэтому выскажусь о третьем, который находится на рассмотрении, – Кобзона, Мусатова и Комоедова (предлагает отдавать места без конкурса только компаниям среднего и малого бизнеса (СМБ). – «РБК daily»). Мы поддерживаем позицию о невозможности продления договоров без конкурса. Но для сегмента СМБ надо сделать исключение. Малые предприятия должны считаться такими с момента основания, но не менее, допустим, трех лет, чтобы не было злоупотребления льготами».

Генеральный директор «Гэллэри Сервис» Дмитрий Чельцов: «Правоприменительная практика показала, что закон «О рекламе» во многом не решил проблем отрасли. Установленный пятилетний срок договоров не в полной мере обеспечивает возможность и возврат инвестиций и недостаточно отвечает потребностям развивающегося рынка, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других городов. Очевидно, что в ожидании окончания сроков заключенных ранее договоров в 2012–2013 гг. операторы не решаются инвестировать средства в модернизацию рекламных конструкций, опасаясь потери мест и сталкиваясь с потерей окупаемости уже сделанных инвестиций.

Это приводит к тому, что модернизация сетей откладывается на неопределенное время, задерживается введение новых технологий и привлекательных инвестиционных форматов. Период окупаемости современных высокотехнологичных рекламных конструкций, которые могли бы гармонично вписаться в городскую инфраструктуру и стать ее украшением, значительно превышает срок, установленный на сегодняшний день законодательством. Даже пятилетние договоры притормаживают и задерживают развитие отрасли, снижают потенциал распространения социально значимых типов рекламных конструкций. Алгоритм и механизм проведения торгов по истечении срока действия договоров по ФЗ «О рекламе» 2008 г. являются обременительными и предполагают совокупные затраты данного сегмента рынка на уровне 20 млрд руб.

Экономически обусловленный не менее чем десятилетний срок на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, на наш взгляд, гарантирует постоянство и предсказуемость отношений по заключенному договору, дает возможность для дополнительных инвестиций в развитие отрасли. Например, инвестиции в установку 110 рекламных конструкций типа суперсайт с учетом всех платежей, связанных с первоначальными торгами, согласованиями рекламных мест со всеми городскими органами, производством самой конструкции, техническими работами по монтажу, страхованием и т.д., сопоставимы с затратами на строительство завода. Сложно представить уровень риска и ситуацию, при которой завод может быть демонтирован по истечении пятилетнего срока договора при определенных обстоятельствах – имеется в виду договор аренды земельного участка, причем за счет собственных инвестиционных средств.

По аналогии с другими секторами экономики необходимо было бы предусмотреть преимущественное право пролонгации заключенных договоров с добросовестными предпринимателями на новый срок и механизм защиты такого права».

Исполнительный директор Ассоциации операторов наружной рекламы Санкт-Петербурга Михаил Манжелей: «Действующие пятилетние ограничения не отвечают инвестиционным требованиям, которые предъявляются отраслью к самой себе, не позволяют использовать новое высокотехнологическое оборудование, а также осуществлять какое-либо планирование деятельности, в том числе по обеспечению и развитию социальных гарантий. Развитие социальных гарантий работникам, занятым в данной отрасли, напрямую связано с возможностью осуществления возврата инвестиций. Срок действия должен быть не менее десяти лет, а экономически обоснованный срок составляет 15 лет. В закон «О рекламе» также должно быть включено право на предоставление компенсационного рекламного места».

Председатель совета директоров ООО «Паномедиа» Александр Каспирович: «Зачастую нас упрекают в том, что конструкции примитивны, фанера-бумага. Но любая попытка изменить способ экспонирования приравнивается к существенным изменениям конструкции и требует новой регистрации. В законодательном документе должна быть прописана ситуация, которая позволяла бы операторам, не меняя размера видимой части рекламной конструкции, производить ее модернизацию».

Президент Национальной ассоциации визуальных коммуникаций Максим Ткачев: «С 2007 г. не совершено ни одной крупной сделки в области наружной рекламы, и инвестиции были сокращены в разы. Мы наблюдаем полуторакратное падение доли наружной рекламы в общем пироге медиакоммуникаций. До 2007 г. мы говорили о 17–18,5%, сейчас – о 13%. Именно избыток госрегулирования делает нашу отрасль менее конкурентоспособной. Одна из проблем – социальная реклама. Несколько лет назад правительство Москвы увеличило квоту на размещение социальной рекламы с 5%, предусмотренных федеральным законодательством, до 15%. При этом была сделана поправка, что речь идет о размещении не только рекламы, но и городской информации. Сегодня сложилась такая ситуация, когда более половины того, что называется социальной рекламой и городской информацией, ими не является. За последние пять лет мы много кого размещали на безвозмездной основе. Мы считаем, что это коррупционно емкая сфера, которая должна быть отрегулирована с помощью федерального законодательства».

Замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина: «Любая пролонгация договоров без конкурсов противоречит той политике, которую мы на протяжении многих лет ведем с точки зрения развития конкуренции. Простая пролонгация ранее заключенных договоров нами поддержана не будет. Идею поддержки малого бизнеса мы готовы обсуждать, хоть и с существенными замечаниями. Смущает, что я не слышала экономических выкладок на тему, почему пять лет – это нереально мало, а 15 лет – это единственно возможный срок».

Руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Москве Владимир Ефимов: «Названные сроки выглядят нереалистичными. Я никогда не поверю в то, что рекламная конструкция в виде скамейки будет окупаться пять лет. У нас есть более капиталоемкие сферы, например ЖКХ, которые требуют многомиллионных вложений и окупаются за пять-десять лет. И это общемировая практика. А тип конструкции в договоре, если изначально договор, разыгранный на торгах, предполагал определенную конструкцию, менять нельзя, так как разная конструкция – это разная эффективность использования места, разный финансовый поток».

Источник: «РБК daily»

Возврат к списку