Задолженность по ипотеке стала играть колоссальную роль в потреблении, отметил партнер Cushman & Wakefield Денис Соколов в ходе конференции MAPIC Russia 2019, пишет Retail.ru. По словам эксперта, если раньше потребители тратили в магазинах 80–85% своего дохода, то теперь многие домохозяйства в среднем классе сначала отдают 50% дохода банку в виде платежа по ипотеке, а потом идут в магазин с чем осталось. И формально домохозяйство относится к среднему классу, но уже потреблять, как средний класс, не может.
«И вот когда мы с вами читаем статьи о смерти среднего класса в России, надо понимать, что средний класс не исчез – он взял ипотеку. Это важно учитывать при формировании портрета целевой аудитории. Уже недостаточно оперировать простой матрицей «возраст и доходы», нужно принимать во внимание ипотечную нагрузку, которая очень по-разному проявляется в разных регионах и даже в разных районах одного города», – говорит Денис Соколов.
По оценкам экспертов, в2017 г. потребители купили рекордные 1,92 млн ипотечных квартир на сумму 2 трлн руб. В 2018 г. россияне с лихвой перекрыли эти показатели новым рекордом – 1,47 млн квартир по ипотеке на сумму 3 трлн руб. При этом в последние несколько лет у российских потребителей сформировалась стратегия «бережливого потребления», когда совершаются преимущественно необходимые покупки.