Исследование АЦ РИР и АКАР: 28% тендеров на рекламном рынке в 2024 году оказались неэтичными
22 мая 2025

Исследование АЦ РИР и АКАР: 28% тендеров на рекламном рынке в 2024 году оказались неэтичными

1.jpg1.jpgСогласно исследованию Аналитического центра Российской индустрии рекламы (АЦ РИР) и комиссии по этике АКАР, количество неэтичных тендеров не уменьшается и стабильно остается на высоком уровне – в 2024 г.: 28% конкурсов, в которых участвовали рекламные агентства и бренды, были фейковыми. Проблема нечестных торгов не решается, и все больше игроков на рынке сталкиваются с отсутствием прозрачных критериев выбора победителя. 

Денис Максимов, сопредседатель комиссии по этике АКАР, управляющий директор Media Direction Group, подчеркивает, что из года в год исследование демонстрирует стабильные показатели того, как рекламные агентства воспринимают тендерные процедуры: 

«Из этого можно сделать вывод, что картина получается довольно объективной. Треть тендеров оставляет агентства разочарованными, с чувством того, что их просто использовали. Использовали их ресурсы: людские, временные, эмоциональные и часто материальные».

По словам Екатерины Селявиной, сопредседателя комиссии по этике АКАР, президента коммуникационной группы MOV!E, несмотря на высокую долю неэтичных тендеров, эксперты отмечают важные качественные изменения в поведении участников: 

«Во-первых, растёт число компаний, открыто заявляющих о нарушениях, фиксирующих ущерб и предпринимающих попытки юридической защиты. Во-вторых, наблюдается снижение терпимости к фейковым конкурсам и манипуляциям с критериями отбора». 

По её мнению, «индустрия входит в новую фазу зрелости, когда профессиональные игроки не только осознают масштабы проблемы, но и начинают формировать новые правила игры через коллективное давление и диалог. Это даёт основания для сдержанного оптимизма – особенно если эти изменения получат поддержку в виде отраслевых инструментов, стандартов и постоянного этического сопровождения».

Участие в тендерах

Треть респондентов (31%) пробовала свои силы менее чем в 20 тендерах в 2024 г. С 13% до 16% увеличилось количество опрошенных, которые заявлялись в 20–30 конкурсов. Наиболее распространенными сферами бизнеса, в которых респонденты участвовали в торгах, стали ритейл (53%), недвижимость (50%), лекарственные препараты и фармацевтика (47%) и продукты питания (47%). 

Наблюдается постепенное увеличение доли коммерческих (с 77 до 87%) и снижение количества государственных (с 23 до 13%) тендеров. Также растет число открытых коммерческих конкурсов по сравнению с закрытыми: 67% против 34%. Большая часть (81%) торгов, в которых участвовали респонденты в 2024 г., были бесплатными. 

Уменьшение доли неэтичных конкурсов в государственном сегменте во многом объясняется сокращением самой доли государственных тендеров на рынке, – подчеркивает Екатерина Селявина: 

«Это означает, что снижение абсолютного количества кейсов не отражает улучшения практик, а связано прежде всего с изменением структуры рынка». 
Проблема неэтичных тендеров

На протяжении всех волн исследования количество неэтичных тендеров стабильно остается на уровне ~30%. 28% тендеров, в которых приняли участие респонденты, оказались фейковыми. Доля недобросовестных торгов выросла на 4% по сравнению с 2023 г. 

Число респондентов, часто сталкивающихся с неэтичными тендерами, увеличилось с 36 до 53%. Количество опрошенных, встречающихся с фейковыми конкурсами постоянно, повысилось в два раза (с 9 до 18%). 

Непрозрачные критерии выбора победителя – основная проблема, о которой заявили участники исследования. Число респондентов, давших такой ответ, выросло с 67 до 79%. Об отсутствии обратной связи от организаторов заявили 74% опрошенных – это на 7% больше, чем годом ранее. 

Почти половина представителей индустрии (47%) считает, что больше всего неэтичных тендерных процедур проводится в сфере медиа. Показатель уменьшился на 7% по сравнению с 2023 г.

Екатерина Селявина считает, что для решения проблемы необходимо разработать единый индустриальный стандарт по проведению тендеров – чек-лист с этическими и операционными рекомендациями, который будет учитывать как интересы брендов, так и агентств. 

«Также важно создать инструменты обратной связи и мониторинга внутри отрасли – например, платформу для сбора и анализа сигналов о нарушениях процедур, основанную на принципах прозрачности, добровольности и верификации информации», – продолжает эксперт.

Проблема демпинга

Демпинг остается распространенной практикой на торгах, что негативно влияет на качество работ, финансовую устойчивость участников рынка и стабильность индустрии. 66% опрошенных сталкивались с этой проблемой на конкурсах: 37% из них – в коммерческих.

Респонденты считают, что демпинг приводит к ухудшению качества работ по тендеру (55%) и участию неквалифицированных исполнителей (48%). Также 44% представителей индустрии говорят о том, что занижение цен создает нестабильность на рынке, провоцируя текучку кадров, сдерживая рост компаний и ухудшая финансовую устойчивость. 

Больше половины (54%) участников исследования уверены в необходимости создания системы мониторинга со стороны индустриальных профессиональных ассоциаций. 52% опрошенных предлагают разработать индустриальный стандарт по проведению тендеров.

Цели проведения неэтичных тендеров

Стабильно высоким остается процент респондентов, отмечающих, что неэтичные тендеры проводятся для бесплатного сбора креативных идей, концепций, стратегий и творческих материалов. Об этом заявили 57% опрошенных. 

При этом с 72 до 61% сократилась доля респондентов, которые считают, что фейковые конкурсы нужны для того, чтобы оправдать выбор заранее известного подрядчика. 

Среди главных причин, из-за которых неэтичные тендеры остаются серьезной проблемой для рынка, — отсутствие ответственности и культуры проведения тендеров, а также иллюзия безнаказанности. «Часто организаторы не осознают, что фейковые конкурсы или занижение цен разрушают не только отношения с подрядчиками, но и доверие к бренду», — объясняет Екатерина. Кроме того, она говорит о низком уровене осведомлённости о последствиях для бизнеса и репутации.

Ущерб от неэтичных тендеров 

Выросло число респондентов, которые понесли временные потери от участия в неэтичных тендерах: с 71 до 74%. 24% опрошенных оценили временной ущерб в 600-1000 рабочих часов – это на 4% больше, чем в 2023 г.

Четверть участников исследования заявила о репутационных издержках: показатель увеличился на 5%. Более половины (52%) респондентов понесли критические потери, а 41% – незначительные.

Половина представителей индустрии потерпела финансовый ущерб – это на 5% меньше, чем годом ранее. Более трети (34%) респондентов потеряли до 5 млн рублей, что на 4% меньше, чем годом ранее. Чуть меньшее число опрошенных, 31%, указали на убытки в размере 10–20 млн рублей. Этот показатель вырос на 8% за год.

Предотвращение ущерба от неэтичных тендеров

Несмотря на рост числа респондентов, получивших компенсацию в виде части рекламного заказа (с 19 до 55%), большинство участников (71%) по-прежнему не могут компенсировать ущерб или наказать неэтичного участника тендера. 

Почти треть участников исследования (29%) смогла добиться компенсации или наказания неэтичного участника. Значительно выросла доля участников, которые приняли успешные меры, испортившие репутацию неэтичного участника: с 13 до 27%.

19% респондентов пытались добиться возмещения ущерба без участия третьих лиц. 23% опрошенных судились с организаторами. Более половины (54%) респондентов внесли неэтичного участника в черный список, чтобы не работать с ним в будущем.

Чтобы добиться компенсации, важно фиксировать факт участия, объём переданных материалов и соблюдение (или несоблюдение) условий конкурса: 

«Чем лучше оформлены документы и коммуникации, тем выше шансы на правовую защиту. Мы рекомендуем агентствам заранее включать в тендерные соглашения пункт о недопустимости использования предложений и идей без заключения контракта», – делится мнением Екатерина Селявина.

Также она подчеркивает, что защита начинается до участия в тендере: «Порой агентства идут в конкурсы, надеясь на чудо, игнорируя заведомо непрозрачные условия: отсутствие чётких критериев, неясная структура оценки, сомнительные сроки. Мы призываем участников внимательно анализировать брифы, задавать вопросы и – в случае сомнений – отказываться от участия».

Денис Максимов уверен, что этичность тендеров – одна из важнейших тем для АКАР:

«Мы доведем результаты исследования до всех релевантных структур: прежде всего, до комитета медиагентств, комитета креативных агентств, РАМУ и, конечно, совета АКАР. Я ожидаю, что именно вышеназванные комитеты должны максимально отработать эту тему». 

Помимо этого, эксперт считает необходимым разработать регламенты по проведению тендеров, которые смогут уделить особое внимание болевым точкам, выявленным в ходе исследования.

Инициативы комиссии по этике позволят снизить долю фейковых конкурсов на рекламном рынке. 

«Эксперты принимают обращения от представителей индустрии, рассматривают их в индивидуальном порядке, выслушивают позиции обеих сторон, анализируют контекст и формируют рекомендации, направленные на разрешение конфликта и предотвращение повторных нарушений», — рассказывает Екатерина. 

По её словам, такой формат, помогает участникам рынка не только получать поддержку, но и формировать более зрелую этическую среду через диалог и профессиональную оценку.

«На основании поступающих обращений и отработанных кейсов Комиссия по этике формирует импульс для системной работы на уровне других профильных комитетов АКАР. Именно таким образом появляются индустриальные стандарты, рекомендации и типовые документы, учитывающие реальную практику и обеспечивающие более честную и прозрачную тендерную среду для всех участников», – заключает эксперт.

Посмотреть исследование.

1.jpg2.jpg

Подписывайтесь на Outdoor.ru в телеграм.jpg


Источник: Outdoor.Ru

Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение