27 Февраля 2017

Потребительские тренды россиян в 2016 году

Агентство Initiative проанализировало потребительские тренды россиян за 2016 г. По оценке Initiative, уровень обеспокоенности наших соотечественников экономической ситуацией снижается.

«В течение 2016 г. российские потребители пересматривали свои покупательские предпочтения в соответствии с изменением внешней среды. Позитивный тренд в потребительских настроениях мы наблюдали с марта, когда уровень беспокойства наших граждан последний раз достиг максимума – 41%, а затем наметилась тенденция к его снижению. Ситуация к концу 2016 г выглядела гораздо оптимистичней по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Если в декабре 2015 г. около 40% россиян выразили обеспокоенность текущей ситуацией в экономике страны, то в декабре 2016 г. этот показатель снизился в среднем до 28%», – отмечает генеральный директор агентства Initiative Анна Мазурина.

5 слайд.JPG

Падение реальных доходов населения завершилось летом 2016 г., однако, несмотря на положительную динамику, все еще остается отрыв от докризисного уровня.

6 слайд.JPG

«Можно сказать, что россияне адаптировались к кризису, их расходы постепенно возвращаются к докризисному уровню. Например, в октябре 2016 г. впервые за многие месяцы реальные расходы сравнялись с аналогичными показателями 2013 г. Однако наши граждане все еще остаются чувствительны к изменению цен», – добавляет Анна Мазурина.

За год доля россиян, готовых платить больше за качество, сократилась на 4 п.п. Вместе с этим снизилась вера в отечественный продукт (-2 п.п.). Возможный сценарий в изменении покупательского поведения – переход на более дешевые марки импортных продуктов.

11 слайд.JPG

Небольшой рост уровня оптимизма у российских потребителей зафиксирован в отношении осуществления покупок в четвёртом квартале 2016 г.: на 3.п.п. снизилось количество респондентов в возрасте 18–55 лет, которые положительно отвечали на утверждение «Я стараюсь не допускать непредвиденных расходов» и на 1 п.п. увеличилось число респондентов, ответивших положительно на утверждение «Я не хожу в совсем дешевые магазины».

7 слайд.JPG

В показателях среднего количества категорий, на которых экономили россияне, в четвертом квартале 2016 г. также зафиксировано снижение.

8 слайд.JPG

В декабре россияне больше тратили на продукты питания, досуг и алкогольные напитки, но при этом сократили расходы на лекарственные препараты. Возможной причиной роста экономии в этой категории стало переключение на отечественные и более дешевые импортные препараты.

9 слайд.JPG

Среди товаров длительного спроса выросла экономия на «бытовой электронике» и, одновременно, снизилась на «мобильных телефонах» и «автомобильных шинах». По мнению экспертов Initiative, рост экономии на бытовые товары связан со сменой потребительских настроений, а что касается бытовой электроники – ее запасы были сделаны в самый разгар кризиса 2014-2015 гг., когда был зафиксирован ажиотажный спрос.

10 слайд.JPG

Продолжают расти покупки через интернет, для российских потребителей – один из способов экономии в кризис. Драйвером роста здесь является старшая аудитория 35-55 лет.

12 слайд.JPG

Стало больше людей, позволивших себе расходы на развлечения. Однако доля отдыхающих за границей продолжает сокращаться (-2 п.п против 2015 г.). Растет внутренний туризм - около трети населения 18-55 лет совершили поездки по России за последние полгода.

13 слайд.JPG

Возврат к списку