Рекламный рынок Екатеринбурга уходит в тень. Бизнес блокирует аукционы МУГИСО
9 Июня 2018

Рекламный рынок Екатеринбурга уходит в тень. Бизнес блокирует аукционы МУГИСО

Предприниматели отказываются от аренды рекламных конструкций в Екатеринбурге у Министерства по управлению госимуществом Свердловской области. По итогам торгов половина объектов размещения осталась невостребована. При этом частные компании продолжают участвовать в аукционах, выторговывая у конкурентов выгодные площадки, но в итоге уклоняясь от заключения договоров. Представители рекламного рынка указывают на ошибки при оценке лотов, в связи с чем стартовые цены на торгах сравнялись со стоимостью аренды на свободном рынке, и предлагают изменить подход к формированию цен. Впрочем, это не повлияет на саму систему торгов, в которых пока удается выигрывать неблагонадежным участникам. Чиновники в правительстве области обращают внимание на сохраняющийся высокий процент незаконных рекламных конструкций в Екатеринбурге, владельцы которых оказывают значительное влияние на рынок. Однако с улиц в рамках подготовки к ЧМ-2018 часть этих объектов демонтируют, пишет «Правда УрФО».

Половина выставленных на торги рекламных конструкций в Екатеринбурге остаются невостребованными. По словам замгубернатора Свердловской области Сергея Зырянова, всего в текущем году на конкурсы выставлено 648 конструкций. По итогам торгов заключены договоры по аренде 303 объектов. Близкие к Заксобранию источники издания объясняют отказ от контрактов принципиальной позицией участников: не идти на торги из-за высокой стартовой стоимости.

«По нескольким лотам вообще не было заявителей. Рекламодатели считают, что стоимость стартовых цен была завышена, поэтому много торгов не состоялось. По их мнению, цена аналогична тем ставкам, которые они выставляют для рекламных агентств. Поднимать стоимость своих услуг, видимо, также не хотят, чтобы не потерять клиентов. И это их принципиальная позиция – не брать рекламу за такие деньги», – отмечает собеседник издания.

Ранее в мэрии Екатеринбурга заявляли о падении доходов от рекламы по итогам первого квартала 2018 года.

Конкурсы МУГИСО еще на 53 конструкции участники выиграли, но впоследствии отказались от заключения контрактов. Причины чиновники и представители рынка связывают с конкурентной борьбой, где активную позицию занимают владельцы незаконных рекламных конструкций.

«Многие рекламные компании, чтобы не потерять свои места, на которых они уже размещены, торгуются в ходе аукциона, побеждают конкурентов, забирают какой-то лот себе, а потом отказываются от заключения договора. Таким образом, они сохраняют участок за собой, но платить по указанным ценам не хотят. А МУГИСО сейчас придется проводить всю процедуру заново – оценка, выставление на торги и т.д.», – поясняет знакомый с ситуацией чиновник.

Руководители рекламных компаний подтверждают, что стартовые цены на последних торгах оказались сравнимы с себестоимостью аренды рекламных конструкций на рынке, что становится угрозой существованию самого бизнеса операторов.

«На наш взгляд, оценщики допустили ряд ошибок, исследуя рынок и определяя среднюю стоимость рекламных конструкций. Как правило, они берут данные с сайтов рекламных агентств, которые уже выставляют щиты с наценкой. Даже если анализируются цены операторов, то информация на сайте, как правило, отличается от фактической – при заключении договоров мы предоставляем существенные скидки, от 20% до 50%. Вторая погрешность заключается в том, что оценщики определяют среднюю стоимость, исходя из 100% загрузки площадей, в то время как на реальном рынке наружной рекламы есть месяцы простоя – это январь, февраль и август, а в остальные загрузка также не достигает 100%. Третий момент: стоимость земли не соотносится с ценой за аренду рекламной конструкции: в центре города, где дорогая земля, могут быть как дорогие места для размещения рекламы, например, центральные улицы, так и более дешевые – на второстепенных улицах или не очень хорошо просматриваемые», – описал ситуацию на рынке управляющий партнер рекламной группы «Бумеранг» Сергей Котельников.

Впрочем, представители рекламного рынка указывают на то, что у них нет претензий к областному правительству, которое не проводит непосредственную оценку стоимости участков под рекламные конструкции. Более того, бизнесмены подчеркивают, что ранее, во время контроля за рынком со стороны администрации города, ситуация со стоимостью аренды была абсолютно непредсказуемая.

«Рекламщики должны были сначала заплатить за право размещения, а потом вносить арендную плату, ставки которой утверждала городская дума. Как правило, ежегодно они повышались на 5-10%, а в 2014 выросли аж на 37%, что уронило рынок на два года», – вспоминает собеседник в рекламной компании.

В настоящее время победитель торгов, организованных МУГИСО, получает фиксированную арендную плату на 8 лет. Отметим, что в 2014 году полномочия по управлению рекламным рынком были переданы областному правительству. После этого городские власти неоднократно поднимали вопрос о возвращении полномочий, однако на данный момент это коснулось лишь разработки и утверждения градостроительных документов.

Участники рынка полагают, что повлиять на востребованность конструкции на торгах может изменение системы проведения оценки. По мнению Сергея Котельникова, используемый сейчас подход применим для оценки недвижимости и земли, но не подходит для рекламного рынка.

Впрочем, на данный момент конструкции, в отношении которых не заключены договоры аренды с Министерством по управлению госимуществом, активно демонтируются ГКУ СО «Фонд имущества Свердловской области» – город готовят к проведению ЧМ-2018. По данным МУГИСО, за последние полгода демонтировано 1240 рекламных конструкций – все они находились в границах зон движения клиентских групп FIFA. Работу по ликвидации незаконных рекламных конструкций также ведет прокуратура. Согласно последнему решению Кировского суда по заявлению прокуроров, в центре города должен быть удален ряд объектов.


Источник: Полина Мудрова, «Правда УрФО»

Возврат к списку