Депутаты Госдумы предлагают запретить рекламным агентствам, если в их уставном капитале более 20% принадлежит иностранцам, производить и распространять рекламу российских государственных компаний. Соответствующий законопроект на рассмотрение парламента внёс Максим Шингаркин (фракция ЛДПР).
«Иностранное юридическое лицо, иностранный гражданин, а также российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20%, не вправе выступать участником закупок, предметом которых является заказ на оказание услуг по производству и распространению рекламы. Исполнитель по договору на оказание услуг по производству и распространению рекламы не вправе привлекать в качестве соисполнителей лиц, указанных в абзаце первом части 7.1 настоящей статьи», – говорится в законопроекте.
По данным портала AdIndex, крупнейшим медиарекламным холдингом в России является «VivaKi Россия» (55 млрд руб. с учётом НДС). 100% компании принадлежит французской Publicis Groupe. В тройку лидеров также входят OMD OM Group (38,1 млрд руб. контролируется американской компанией Omnicom) и группа AДВ (36,7 млрд руб.). Несмотря на то что группа является российской, её агентства работают по лицензии французского Havas и американского Interpublic.
В число крупнейших российских компаний, работающих на медиарекламном рынке, входят в том числе Dentsu Aegis Network Russia (32,5 млрд руб., владелец – японский холдинг Dentsu) и Group M (24,3 млрд руб., входит в холдинг WPP).
По оценкам AdIndex, крупнейшим рекламодателем среди госструктур является «Сбербанк России». В 2013 г. его расходы на продвижение на ТВ, в прессе, наружной рекламе, Интернете и на радио составили 2,2 млрд руб. (с НДС).
Банк также является крупнейшим рекламодателем из числа госкомпаний и в outdoor. По данным «ЭСПАР-Аналитик», в первом полугодии 2014 г. Сбербанк потратил на наружную рекламу 164,7 млн руб. (оценка, 50 крупнейших городов России). С этим показателем он занимает 15-е место в топ-20 outdoor-рекламодателей.
«Мы приветствуем возможное увеличение конкурентоспособности российских агентств на рынке. Локальные агентства привыкли работать в гораздо более жестких условиях по сравнению с западными. Все наши клиенты выиграны здесь, в России, в ожесточенных тендерах в том числе с теми же западными агентствами. В то время как у сетевиков есть примеры, когда клиент по международному контракту обслуживается в одном и том же агентстве без тендера чуть не десятилетиями. Наша мотивация к эффективной работе выше, российские агентства готовы к качественному скачку», – говорит СEO агентства «Тотал Вью» Анна Александровская.