Агентство Initiative проанализировало потребительские тренды россиян за 2016 г. По оценке Initiative, уровень обеспокоенности наших соотечественников экономической ситуацией снижается.
«В течение 2016 г. российские потребители пересматривали свои покупательские предпочтения в соответствии с изменением внешней среды. Позитивный тренд в потребительских настроениях мы наблюдали с марта, когда уровень беспокойства наших граждан последний раз достиг максимума – 41%, а затем наметилась тенденция к его снижению. Ситуация к концу 2016 г выглядела гораздо оптимистичней по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Если в декабре 2015 г. около 40% россиян выразили обеспокоенность текущей ситуацией в экономике страны, то в декабре 2016 г. этот показатель снизился в среднем до 28%», – отмечает генеральный директор агентства Initiative Анна Мазурина.
Падение реальных доходов населения завершилось летом 2016 г., однако, несмотря на положительную динамику, все еще остается отрыв от докризисного уровня.
«Можно сказать, что россияне адаптировались к кризису, их расходы постепенно возвращаются к докризисному уровню. Например, в октябре 2016 г. впервые за многие месяцы реальные расходы сравнялись с аналогичными показателями 2013 г. Однако наши граждане все еще остаются чувствительны к изменению цен», – добавляет Анна Мазурина.
За год доля россиян, готовых платить больше за качество, сократилась на 4 п.п. Вместе с этим снизилась вера в отечественный продукт (-2 п.п.). Возможный сценарий в изменении покупательского поведения – переход на более дешевые марки импортных продуктов.
Небольшой рост уровня оптимизма у российских потребителей зафиксирован в отношении осуществления покупок в четвёртом квартале 2016 г.: на 3.п.п. снизилось количество респондентов в возрасте 18–55 лет, которые положительно отвечали на утверждение «Я стараюсь не допускать непредвиденных расходов» и на 1 п.п. увеличилось число респондентов, ответивших положительно на утверждение «Я не хожу в совсем дешевые магазины».
В показателях среднего количества категорий, на которых экономили россияне, в четвертом квартале 2016 г. также зафиксировано снижение.
В декабре россияне больше тратили на продукты питания, досуг и алкогольные напитки, но при этом сократили расходы на лекарственные препараты. Возможной причиной роста экономии в этой категории стало переключение на отечественные и более дешевые импортные препараты.
Среди товаров длительного спроса выросла экономия на «бытовой электронике» и, одновременно, снизилась на «мобильных телефонах» и «автомобильных шинах». По мнению экспертов Initiative, рост экономии на бытовые товары связан со сменой потребительских настроений, а что касается бытовой электроники – ее запасы были сделаны в самый разгар кризиса 2014-2015 гг., когда был зафиксирован ажиотажный спрос.
Продолжают расти покупки через интернет, для российских потребителей – один из способов экономии в кризис. Драйвером роста здесь является старшая аудитория 35-55 лет.
Стало больше людей, позволивших себе расходы на развлечения. Однако доля отдыхающих за границей продолжает сокращаться (-2 п.п против 2015 г.). Растет внутренний туризм - около трети населения 18-55 лет совершили поездки по России за последние полгода.