С начала 2014 года в Омской области согласовали 48 схем размещения рекламных конструкций. Почти столько же проектов схем межведомственная комиссия отклонила. Об итогах деятельности областной межведомственной комиссии по предварительному согласованию схем размещения рекламных конструкций в 2014 году и первом квартале 2015 года рассказали на встрече с журналистами первый замминистра имущественных отношений Омской области Аркадий Соловьев и начальник отдела надзора УГИБДД УМВД России по Омской области Валерий Коробов, пишут «Коммерческие вести».
По итогам пяти кварталов
Муниципалитеты Омской области приступили к разработке и согласованию схем рекламных конструкций с 1 января 2014 года. Согласно вступившим в силу поправкам в ФЗ «О рекламе» размещение таких объектов на земельных участках, независимо от формы их собственности, невозможно без прошедшей согласование схемы. Этот документ должны разработать и утвердить органы местного самоуправления. После этого схему согласуют на комиссии, в состав которой входят представители региональных Минимущества, Минстроя, Роспотребнадзора, УГИБДД УМВД России по Омской области, Госжилинспекции, а также комитета по рекламе при Омской торгово-промышленной палате, т. е. в согласовании схем участвуют предприниматели.
За прошлый год и первый квартал 2015 года областная межведомственная комиссия провела 25 заседаний, рассмотрев 90 проектов схем размещения рекламных носителей, разработанных и утвержденных муниципальными образованиями. В результате согласование получили 48 документов, 34 из которых разработаны для Омска, пять – для Саргатского района, два – для Омского района и по одному для Оконешниковского, Исилькульского, Знаменского, Тюкалинского, Кормиловского, Колосовского и Москаленского районов.
«Комиссия создана как постоянно действующая и работает по мере разработки схем, которые поступают из муниципалитетов. К самим схемам федеральным законодательством установлены определенные требования. Так, схема должна иметь топографическую основу, соответствовать градостроительным документам, нормам безопасности и др. В комиссию входят предприниматели, т. е. здесь двойной контроль – со стороны органов местного самоуправления и предпринимательского сообщества. Были случаи, когда из-за несогласия бизнесменов разработчикам схемы приходилось переделывать свою работу», – рассказал Аркадий Соловьев.
На сегодня схемы размещения рекламных конструкций согласованы в Омске на таких крупных магистралях, как объездная дорога Торгового города (на участке Конева – Енисейская), Красноярский тракт, улицы Думская, Партизанская, Бударина, Т. К. Щербанева, 10 лет Октября (от Окружной дороги до ООТ «Омский садовод»), Ленина, Красный Путь (Ленина – 7-я Северная; пр. Мира – Березовая), Гагарина, Волгоградская (Лукашевича – бульвар Архитекторов), Гашека, Нефтезаводская, Иртышская набережная, Кирова, 70 лет Октября, проспекты К. Маркса (Думская – Рождественского), Королева (Заозерная – Березовая); в Омской области на автодорогах Омск – Тара (103–108 км) в р. п. Саргатское, Омск – Муромцево – Седельниково (12–57 км) и Омск – Красноярка (22–50 км) в Омском районе и др.
О «несогласованиях»
Также комиссия приняла 39 решений об отказе в предварительном согласовании схемы размещения рекламных конструкций. По словам первого замминистра имущественных отношений, основными причинами отказов стали несоответствия требованиям к размещению наружной рекламы на территории городских и сельских поселений.
«У нас муниципальные районы в основном недостаточно обеспечены топографической основой. Они нередко предоставляют схемы, на которых трудно определить место расположения предполагаемых рекламных конструкций, их соответствие дорожным знакам, перекресткам, т. е. в целом требованиям, установленным ГОСТом. Основная масса отказов связана с подобными недочетам»и, – сообщил Аркадий Соловьев.
Валерий Коробов добавил, что наиболее часто проекты схем законодательству не соответствуют в части размещения рекламных конструкций относительно технических средств организации движения (дорожных знаков, светофоров, пешеходных переходов), края проезжей части, перекрестков.
Три проекта схем размещения наружной рекламы в настоящее время находятся на доработке из-за технических замечаний к оформлению документов.
«Мы проводим эту работу на основании требований ГОСТа. В нем четко определена нормативная основа, которая почему-то постоянно подвергается сомнениям. Основной вопрос возникает по территориям размещения – оно по закону должно соответствовать требованиям технических регламентов, которые еще не приняты. Однако вопрос размещения объекта в местах общего доступа нельзя отдавать на усмотрение того, кто хочет что-либо разместить, должны быть какие-то нормы, которыми все будут руководствоваться. Мы руководствуемся ГОСТом – этот документ обязателен к исполнению. Нашу позицию подтверждает практика судов разных инстанций», – рассказал начальник отдела надзора областного УГИБДД.
Минус 90%. Возможно, не из бюджета
В соответствии с законом конструкции, расположенные на участках, не вошедших в схему размещения рекламных объектов, должны быть демонтированы. Однако сделать это будет можно только после того, как истечет срок аренды конкретного земельного надела.
На сегодня в тех 48 схемах, что были согласованы комиссией, не учтено около 90% наделов, которые ранее предназначались под рекламные конструкции и по большей части ими и были заняты.
«Не вошедшие в согласованные схемы рекламные конструкции демонтируют, но это произойдет не быстро. Есть арендаторы, с которыми договоры заканчиваются в 2015 году, а есть такие, с которыми истекает срок в 2017 году, – это самый крайний срок», – сообщил Аркадий Соловьев. Руководитель также заострил внимание на том, что 90% – это не окончательная цифра, т. к. работа по согласованию схем продолжится и на других участках ситуация может быть иной.
Органы местного самоуправления при желании могут инициировать внесение изменений в уже утвержденную схему, если сочтут это необходимым и обоснуют эту необходимость перед комиссией. Если изменения не будут противоречить ГОСТу, то поправки могут быть внесены. Основаниями для этого может стать произведенная на улице реконструкция, установка новых дорожных знаков или светофоров, а также поправки в законодательство.
«Хорошим примером тут может послужить улица Ленина, для которой схема уже утверждена. Но после проведения предстоящей реконструкции эту схему необходимо будет менять. Наверняка появятся новые места и формы рекламных конструкций. Скорее всего это будет первая улица в Омске, в схему которой нужно будет вносить изменения, – сообщил Аркадий Соловьев». Он также прокомментировал возможные потери бюджета из-за уменьшения количества рекламы на дорогах.
«Вопрос по потерям бюджета остается открытым. Оставшиеся места под конструкции будут предоставлять исключительно с торгов, и раз идет потеря рекламных мест, то на те места, что остаются, цена на публичных торгах должна возрасти. И почему бы ей не возрасти на эти же 90%? То, что бюджет потеряет, – это еще не факт», – уверен замминистра.
Валерий Коробов уточнил, что говорить об улучшениях обстановки на автодорогах, для которых согласованы схемы размещения объектов рекламы, пока рано. Дело в том, что на сегодня на этих магистралях еще ничего ощутимо не изменилось, поскольку не все договоры аренды истекли.
Незадействованный источник дохода
Законом предусмотрена возможность для муниципалитетов утверждать схемы размещения рекламных конструкций не только на земельных участках, но и на зданиях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности. Соответственно, в дальнейшем на них можно размещать рекламу. Как сообщил Аркадий Соловьев, на сегодня администрации этот ресурс не используют. Все схемы, которые поступали на суд межведомственной комиссии, касались исключительно земельных участков. Возможна также разработка универсальной схемы, предусматривающей рекламные места, как на земле, так и на расположенных на ней строениях. В некоторых других регионах страны такой опыт уже есть, но не в Омской области. Каким-либо образом повлиять на муниципалитеты в этом вопросе нельзя. Разработка схем для зданий – процесс добровольный. Что касается размещения рекламных баннеров на частных зданиях, то этот вопрос законом на сегодня никак не регулируется. Исключение составляют только здания-памятники. Для проработки возможности размещения рекламы на объектах культурного наследия в комиссию были включены специалисты из минкульта, но для них пока нет работы.
Реклама переедет в районы?
По словам Аркадия Соловьева, по итогам работы межведомственной комиссии за пять кварталов можно отметить тенденцию к увеличению рекламных мест, предлагаемых на территории муниципальных районов.
«В принципе, возможно «перетекание» рекламных конструкций из города в районы, где после согласования схем появляются новые места. В настоящее время этих мест мало, но сегодня муниципалитеты хотят зарабатывать. Омский район в своей схеме по федеральной трассе разместил более 200 рекламных конструкций – через каждые 100 м. Муниципалитет исходил из того, что это оживленная трасса, на которой будет интерес к рекламе. Он не стал дожидаться этого спроса. По мере необходимости администрация просто будет предоставлять места под рекламу. В других районах, где согласованы схемы, такого не отмечено», – рассказал руководитель.