Крупнейшие рекламные операторы Новосибирска раскритиковали проект муниципальной реформы, которая может существенно изменить рынок. Они попросили горсовет учесть их поправки, главная из которых касается сохранения условий проведения торгов на размещение баннеров и билбордов, пишет «Тайга.инфо».
Мэрия Новосибирска подготовила новые правила размещения наружной рекламы. Горсовет принял их в первом чтении на сентябрьской сессии. Главные изменения, по словам главы профильного комитета мэрии Дмитрия Лобыни, заключались в формировании единого внешнего вида, а также изменения формы торгов с конкурса на аукцион (первая предполагает сравнение заявок по фиксированной стоимости, вторая – повышение ставки аренды). Кроме того, объемы социальной рекламы, которые оператор предоставляет мэрии, больше не будут критерием оценки. Чиновники заявили, что поправки увеличат поступления в бюджет.
«Давайте будем считать, что эти изменения носят эволюционный характер, достаточно естественный, достаточно своевременный и востребованный, – заявил на сессии глава комиссии горсовета по научно-производственному развитию и предпринимательству Игорь Салов. – <…> Мы хотели бы, чтобы все заинтересованные стороны имели возможность, во-первых, внимательно изучить текст и смысл предлагаемых изменений и имели возможность через поправки внести изменения в предлагаемый текст».
ЛОКОТЬ ПРИЗНАЛ «СЛОЖНОСТИ» С КОНКУРСАМИ НА РЕКЛАМНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
И стороны изучили текст, принятый в первом чтении. Оказалось, что у рекламщиков появились серьезные претензии к документу. Более того, по их мнению, он разрабатывался без учета мнения участников рынка. В распоряжение «Тайги.инфо» попало обращение к Салову, подписанное руководителями шести крупнейших операторов наружно рекламы города и региональных представительств федеральных компаний: ООО «РИМ-С», ООО «Рекламные технологии», ООО ГК «АБЛ», ООО «Гэллери-Новосибирск», ООО «Магистраль медиа» и ООО «АПР-Сити/ТВД».
«Главным изменением действующего порядка получения права на заключение договора на установку рекламных конструкций является замена конкурсов на аукционы, – считают авторы письма. – Большинство участников рынка наружной рекламы имеет общее мнение, что значительного увеличения поступлений в городской бюджет от предложенного изменения не произойдет ввиду того, что победитель конкурса, как и аукциона, определяется на основании финансовых критериев: размещение социальной рекламы, благоустройство прилегающей территории требует материальных затрат».
Компании предложили сохранить конкурсный порядок определения операторов рекламных конструкций в центральной части Новосибирска и на главных площадях районов города, где «необходимо размещение плакатов с тематикой общенародных праздников и социальной рекламы». В остальных районах разумно опробовать новую процедуру аукционов, отметили представители бизнеса.
«Считаем необходимым как для конкурсов, так и для аукционов предусмотреть в правилах обязанность участников представлять документы, подтверждающие соответствие рекламной установки действующим техническим нормам по обеспечению надежности конструкции, устойчивости к ветровым нагрузкам, а также соответствие архитектурно-художественным требованиям», – добавили операторы.
Серьезные претензии возникли у Новосибирской торгово-промышленной палаты под руководством Сергея Алтухова. Документ не решает задачи ни по сокращению числа рекламных конструкций в городе, ни по созданию комфортных условий работы малому и среднему бизнесу.
«ДИЗАЙН-КОД ГОРОДА» РАЗРАБАТЫВАЮТ В НОВОСИБИРСКЕ
«Сожалеем, что поправки до их внесения в горсовет разрабатывались профильным департаментом без обсуждения с профессиональными участниками рынка и предпринимателями. Это нарушает многолетнюю традицию предварительных консультаций между предпринимателями и мэрией», – заявил Алтухов в письме главе Новосибирска Анатолию Локтю и спикеру горсовета Дмитрию Асанцеву (копия имеется в редакции).
Общественники из организации «Форпост», занимающейся профилактикой дорожно-транспортных происшествий, оказались недовольны изменениями в социальной рекламе. По новому порядку предлагается установить единый объем соцрекламы для победителей аукционов в 5% от общих площадей.
«Когда на федеральном уровне социальная реклама практически не производится и не размещается, наш регион, который имеет многолетний опыт по ее производству, а эксперты высоко оценивают ее эффективность, мы можем лишиться важнейшего местного ресурса и инструмента влияния», — отметила председатель организации Ирина Морозова.
Кроме того, беспокойство рекламщиков вызывает предлагаемое увеличение коэффициентов, формирующих цену договора аренды: подорожает подсветка, увеличится «зональный» коэффициент и не будет скидок за применение высокотехнологичных билбордов. Чрезмерными, по мнению бизнеса, станут и дополнительные сборы в виде обязательств по уборке территорий, потому что средства, поступающие в бюджет от размещения конструкций, и так предназначены для содержания города в чистоте.
Финансовые нововведения могут привести к банкротству агентств «в условиях неустойчивого спроса на рекламные услуги», говорится в письме операторов. Новые правила могут привести и демонтажу половину конструкций из-за увеличения минимального расстояния от их края до зданий, считают авторы.
Отдельные претензии общественников и бизнеса посвящены единому новому облику рекламных конструкций. Власти утверждают, что они будут единообразны и соответствовать общему для города «дизайн-коду».
МЭРИЯ НОВОСИБИРСКА АННУЛИРОВАЛА РЕЗУЛЬТАТЫ СКАНДАЛЬНОГО КОНКУРСА НА 559 РЕКЛАМНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
«Правовой департамент мэрии завершает создание проекта постановления о принятии архитектурно-художественного регламента города Новосибирска. В 2017 году мы начали эту работу, проводили круглые столы, продолжали и в 2018 году, привлекали общественность, проводили „круглый стол“ в архитектурной академии, – говорил Лобыня. – <…> В нашем проекте решения содержится, в том числе отсылочная норма на то, что он вступает в действие в тот момент, когда этот архитектурно-художественный регламент будет принят».
При этом единый дизайн-код пока не принят, а проект изменений размещения рекламных конструкций внесен в горсовет и принят в первом чтении. Собеседники «Тайги.инфо» связывали поспешность, в том числе со скандалом начала 2018 года, который стал самым громким на рекламном рынке Новосибирска за последние годы. Федеральная антимонопольная служба аннулировала результаты торгов на размещение 559 рекламных конструкций в Новосибирске, которые выиграла компания, связанная с депутатом регионального парламента от «ЕР» Алексеем Андреевым. После вмешательства ФАС и сомнений некоторых депутатов в компетентности ряда чиновников, власти под давлением общественного мнения были вынуждены пойти на кардинальные перемены.
Пока, по данным «Тайги.инфо», в горсовет поступили поправки только от главы профильной комиссии Салова и депутата Александра Бурмистрова. В основном они носят технический или несколько облегчают правила согласования конструкций. Только одна предлагает уменьшить расстояние от края рекламы до ближайших зданий с 10 до 5 метров. Заседание комиссии горсовета пройдет в большом зале мэрии 26 ноября, на обсуждение вопроса, по плану, отведено 15 минут.