ДиМедиа
Члены Координационного совета просят законодателей умерить активность, иначе рекламный рынок не выживет
26 Октября 2015

Члены Координационного совета просят законодателей умерить активность, иначе рекламный рынок не выживет

Как мы уже сообщали, во время проведения в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» Санкт-Петербургского международного рекламного форума состоялось 15 по счёту заседание Координационного совета по рекламе (КСР) при Межгосударственном совете по антимонопольной политике (МСАП), пишет Sovetreklama.org.

Повестка заседания состояла из 10 пунктов, поэтому после краткого приветственного слова председателя КСР заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Андрея Кашеварова члены совета сразу же перешли к интенсивной работе.

Об итогах прошедшей накануне Международной конференции «Наружная реклама и праздничное оформление городов – мест проведения крупных спортивных (и не спортивных) мероприятий мирового уровня» (в её организации активно участвовал КСР) рассказал заместитель председателя комитета по печати и взаимодействию со СМИ правительства Петербурга Александр Дрожжин. Он подчеркнул, что конференция собрала представителей рекламного сообщества, органов власти, регулирующих органов из Москвы и Московской области, Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары и многих других регионов России. Её участники познакомились с проектами производителей оборудования и операторов наружной рекламы по установке инновационного оборудования в городах, принимающих чемпионат мира по футболу 2018 года. Обсудили последние законодательные инициативы в сфере регулирования наружной рекламы, дали оценку уровню развития «наружки» в России и некоторых других странах СНГ, выявили проблемы на рынке наружной рекламы и предложили пути их решения. Особо отмечалось, что новое, современное и высококачественное рекламное оборудование, используемые технологии позволяют намного эффективнее информировать горожан, чем это было ранее.

«Для развития рынка наружной рекламы нужна уверенность в будущем, в том числе с точки зрения знания правил игры, – это единодушное мнение участников конференции», – сказал Александр Дрожжин.

Председатель исполкома КСР, заместитель председателя совета Сергей Пилатов и заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина рассказали о ходе реализации решений предыдущего, 14 заседания КСР.

«Практически всё, что мы наметили, выполнено, – сообщил Сергей Генрихович. – Остался только вопрос, связанный с дальнейшим развитием портала Координационного совета по рекламе Sovetreklama.org: есть планы расширить его функции и придать ему статус СМИ. Это позволит привлекать гранты, рекламу, сделать портал самодостаточным ресурсом». После небольшой дискуссии с участием Тамиллы Нагиевой, вице-президента Союза рекламистов Азербайджана, и Азама Усманова, руководителя Секретариата МСАП, заместителя начальника отдела Исполнительного комитета СНГ, итоги которой подвёл Андрей Кашеваров, Сергею Пилатову было поручено доработать концепцию будущего СМИ и в заочной форме согласовать её с членами КСР.

В свою очередь, Татьяна Никитина обратила внимание членов совета на 20-страничный документ, который они получили перед началом заседания. В нём собраны статистика и аналитика по нарушениям антимонопольного законодательства в сфере рекламы в странах – участниках СНГ.

Исполнительный директор Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Валентин Смоляков посвятил своё выступление анализу ситуации на рекламном рынке России и мировым тенденциям в рекламе. «Очевидно, что рекламная отрасль тесно связана с экономикой, поэтому пока в нашей стране кризис, ждать от рынка какого-то прорыва нелепо, – отметил он. – К сожалению, падение рекламного рынка продолжается: по итогам первого полугодия текущего годы по сравнению с аналогичным периодом 2014-го он уменьшился в рублёвом эквиваленте на 16%».

Сильнее всего кризис сказался на рекламе в прессе и «наружке», и если бы не рост рекламы в интернете, падение было бы ещё значительнее. Кроме того, по мнению эксперта, отрицательную роль играют многочисленные попытки изменить действующий закон «О рекламе», который стал самым изменяемым законом в стране. «За 2014-2015 годы в закон о рекламе внесено девять поправок, ещё 22 рассматриваются в Государственной Думе, – сказал Валентин Смоляков. – Многие поправки носят популистский характер, они не продуманы. Сейчас, к примеру, предпринимаются попытки изменить законодательство в области рекламы лекарств, БАДов, здорового питания. Эти инициативы ни в коем случае нельзя пропускать, рекламная отрасль этого не переживёт».

По словам Валентина Смолякова, АКАР как профессиональное сообщество последовательно выступает за развитие рекламного рынка и призывает все заинтересованные стороны поддержать рекламную индустрию в решении актуальных проблем отрасли.

Говоря о мировым рекламном рынке, докладчик отметил, что он растёт, а драйвером роста выступает интернет-пространство.

Азам Усманов сделал краткий обзор прошедших и предстоящих мероприятий в рамках СНГ в 2015 году, особо выделив ключевое событие в жизни стран на постсоветском пространстве – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. «Отрадно, что в них принял участие и наш Координационный совет ро рекламе со свои проектом «Вместе мы победили!» Сейчас на повестке дня – подготовка к празднованию 25-летия образования Содружества Независимых Государств, которое будет отмечаться в будущем году.

Далее члены КСР обсудили новое в правоприменительной практике в области соблюдения рекламного законодательства в государствах – участниках СНГ.

Тамилла Нагиева сообщила, что в Азербайджане принят новый закон о рекламе, где усилен блок, связанный с саморегулирование рекламной отрасли. «Тем самым подведена правовая база для создания общественных и экспертных советов, в которых мы так нуждаемся», – сказала вице-президент Союза рекламистов Азербайджана.

Начальник юридического управления аппарата государственной комиссии по защите экономической конкуренции Армении Айк Карапетян назвал наиболее часто встречающимися нарушениями использование в рекламе слов «самый лучший», «самый дешёвый». Всего за последний год в республике было рассмотрено 38 дел, связанных со случаями недобросовестной конкуренции. Особое внимание уделяется соблюдению закона о рекламе в сферах туризма, гостиничных услуг, розничной торговли.

В Беларуси участились случаи недобросовестной и неэтичной рекламы, рекламы, вводящей в заблуждение, размещаемой в интернете. На это обратила внимание членов КСР консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой министерства торговли Республики Беларусь Инна Гаврильчик. Из последних инициатив, предпринятых министерством, она выделила вступление в силу с 15 октября запрета на рекламу «зонтичных» брендов, усиление требований к сноскам в рекламных текстах, запрет рекламы, связанной с привлечением финансовых средств граждан, усиление контроля за рекламой микрокредитов и т.д. Инна Гаврильчик выразила удовлетворение активными действиями межведомственного совета по рекламе, оценивающего качество социальной рекламы.

«Девальвация национальной валюты, спад деловой активности, падение покупательной способности отрицательно влияет на наш рекламный рынок, – признал президент Казахстанской федерации маркетинга, рекламы и PR Тимур Сабитов. – Как и в России, больше всего «страдает» реклама в прессе, зато отмечается бурный рост рекламы в интернете». В то же время Тимур Сабитов выразил надежду, что на рекламную отрасль благоприятно повлияет подготовка к Всемирной выставке «Экспо-2017». Касаясь проблем, он посетовал, что в Казахстане нет единой методики определения этичности рекламы, чем пользуются недобросовестные агентства.

В 2015 году государственное агентство антимонопольного регулирования при правительстве Республики Кыргызстан разработало поправки в закон о рекламе и в кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают увеличение штрафных санкций и ответственности за нарушения в рекламе, в том числе распространяемой в интернете, обязательное предоставление контактных данных рекламодателя и рекламораспространителя и т.д. Об этом сообщила начальник управления рекламы, защиты прав потребителей, недобросовестной конкуренции и международного сотрудничества государственного агентства антимонопольного регулирования Назина Алыкулова. К наиболее типичным нарушениям она отнесла отсутствие рекламы га государственном языке, рекламу товаров/услуг без сертификатов и лицензий, неэтичную рекламу, а также случаи незаконной наружной рекламы алкогольной продукции.

«Наш рекламный рынок, как и в ряде других республик, тесно коррелирует с экономикой, а вот тут-то нам похвастать нечем, – посетовала директор Ассоциации рекламных агентств Республики Молдова Наталья Гузик. – Плохо действует закон о рекламе, он принят давно, многое в нём либо устарело, либо просто отсутствует, например, в нём нет раздела о рекламе в интернете, поэтому в сети рекламируется всё что можно и нельзя». Из новаций Наталья Гузик отметила пришедший из Европы тренд – борьбу с сексизмом в рекламе. Выработаны критерии сексизма, в закон сделаны соответствующие поправки.

«А вот в нашей стране закон о рекламе переделывают уже в третий раз, вводятся разделы, связанные с рекламой на государственном языке, рекламой лекарств и БАДов, энергетических напитков и так далее, – сообщил президент Ташкентской ассоциации рекламы Анвар Юлдашев (Узбекистан). – Какого-то падения на рынке рекламы нет, зато изменилась структуру рекламодателей – стало больше местных». Что касается проблем, то к ним Анвар Юлдашев отнёс нерегулируемый рынок частных объявлений и отсутствие регламентации вывесок на фасадах домов.

С сообщением об изменениях в российском законодательстве, связанном с рекламной сферой, рассказала Татьяна Никитина. Речь шла об измерении уровня громкости рекламы в теле- и радиопрограммах, о порядке выявления нежелательной рекламы посредством СМС-сообщений, о разработке критериев национальной продукции для телеканалов и т. д.

В завершение заседания Координационного совета по рекламе прозвучали сообщения о Международном фестивале рекламы Ad Black Sea (его сделал заместитель председателя Международной рекламной комиссии Валерий Манкевич, наш портал подробно писал о фестивале в Батуми) и о рекламном проекте «Культурное наследие Узбекистана – достояние всего человечества» (кадры красочного лазерного шоу на площади Регистан в Самарканде прокомментировал Анвар Юлдашев).

Состоялось обсуждение кандидатов на почётную награду «За полезное в сфере рекламы и маркетинговых коммуникаций». Также были названы место и сроки проведения следующего заседания КСР – оно состоится в июне 2016 года в столице Чувашии Чебоксарах.


Источник: Sovetreklama.org,

Возврат к списку