На сегодняшний день все размещенные в Казани 1387 рекламных конструкций установлены законно. Рекламные компании полностью выполняют свои обязательства по договорам, заключенным по итогам торгов. До конца года по ним планируется собрать в бюджет 88 млн руб. О ходе работы по упорядочиванию рынка наружной рекламы в Казани рассказала сегодня на деловом понедельнике начальник управления наружной рекламы и информации Исполкома Ирина Дябилкина.
По ее словам, 2014 г. на рынке наружной рекламы и информации стал годом перестройки.
«Рынок наружной рекламы в Казани полностью сформировался: он стал профессиональным, цивилизованным и управляемым. Мода дешевых баннеров постепенно уходит в прошлое, заказчики выбирают современные, не дешевые конструкции, для окупаемости которых требуется время», – отметила Ирина Дябилкина.
Серьезные изменения произошли и в деятельности надзорных органов. Так, с 2014 г. понятие «информационная конструкция» попадает под действие Правил благоустройства Казани, вводится разделение понятий рекламы и информации. Соответственно функции по регулированию размещения рекламных конструкций перешли к управлению наружной рекламы и информации, по информационным конструкциям – к управлению архитектуры и градостроительства. Предъявляются четкие требования к внешнему виду и местам размещения средств наружной рекламы и информации.
Как рассказала Ирина Дябилкина, в городе сегодня размещается три вида конструкций: информационные – вывески на объектах потребительского рынка и услуг, рекламные – принадлежат профессиональным игрокам рынка и сдаются ими в аренду рекламодателям, и печатная продукция. Если в сфере рекламных конструкций удалось навести порядок, то вопрос размещения информационных конструкций (вывесок) на федеральном уровне должным образом не урегулирован.
«Казань является одним из немногих городов, где предусмотрена административная ответственность за незаконное размещение вывесок. Для юридических лиц штрафы составляют от 500 тыс. до 1 млн руб. Отслеживать нарушения специалистам управлений помогает автоматизированная система учета, с привязкой всех объектов к электронной карте города», – пояснила она.
В начале 2014 г. в рамках подготовки к чемпионату мира по водным видам спорта в целях повышения эстетики городской среды была инициирована вторая масштабная волна инвентаризации информационных конструкций. В городе сейчас насчитывается более 5 тысяч торговых объектов, на которых установлено более 15 тысяч вывесок.
«Результатом первой волны инвентаризации, проходившей в 2011–2012 гг., стало уменьшение количества незаконных конструкций на 20%. Всего тогда было выявлено 50% незаконно размещенных конструкций. Инвентаризация, которая сейчас проходит в городе, в случае успешного ее проведения должна привести к уменьшению этого показателя еще на 20%», – прогнозирует Ирина Дябилкина.
По ее словам, с начала года проверено 9972 конструкции на 92 улицах города. Выявлено 3168 конструкций, эксплуатируемых без надлежаще оформленной разрешительной документации и 1154 конструкции, не соответствующие согласованному дизайн-проекту. Материалы по всем нарушениям направлены в Управление административно-технической инспекции, которое с начала года вынесло 432 постановления, общая сумма штрафов по которым составила 8,8 млн руб.
Отныне согласно вступившим в этом году поправкам в закон «О рекламе» на исполком возлагается обязанность не допускать размещение незаконных рекламных конструкций. В случае их выявления демонтаж производится за счет средств бюджета во внесудебном порядке, если владелец не выполнил добровольный демонтаж. Установка рекламных конструкций запрещается на исторических территориях, улицах с повышенными требованиями к эстетике городской среды и в ландшафтных зонах.
В заключение Ирина Дябилкина отметила, что в целом ситуация на рынке наружной рекламы складывается тревожная: впервые за много лет наблюдается падение роста. По мнению мэра Казани Ильсура Метшина, этому есть логическое объяснение.
«Спад на рекламном рынке есть отражение того, что происходит сегодня в целом в экономике страны. Надеемся, что стагнации рынка не будет», – выразил надежду мэр.
Ильсур Метшин отметил, что в Казани проделана большая работа по упорядочиванию размещения средств наружной рекламы.
«Мы прошли большой путь, стали первопроходцами. Однако предстоит еще больше работы проделать в рамках Ассоциации городов Поволжья: наш опыт хотят перенять и другие муниципалитеты. Важно то, что мы находимся в диалоге с бизнес-сообществом. По рекламным конструкциям в городе мы постепенно переходим на европейский формат», – сказал глава города.