Кризис оставил Казань со щитом и Чебоксары на щите
12 Марта 2015

Кризис оставил Казань со щитом и Чебоксары на щите

Мэрия Чебоксар отказывается следовать примеру соседней Казани и поддерживать рекламный рынок в кризис. Это тревожит гильдию рекламистов Чувашии: по данным ее руководителя Владимира Бахматова, заполняемость рекламных поверхностей в столице Чувашии не превышает 50%. Рекламный рынок в Поволжье схлопывается даже быстрее, чем рынок развлечений – власти Казани сообщают, что 30% рекламодателей срезали бюджеты полностью. Участники рынка в Чувашии также сигнализируют о падении выручки на 30% и более. Но ни о каких послаблениях рекламистам со стороны администрации Алексея Ладыкова не идет и речи: заместитель сити-менеджера Максим Семенов оперирует цифрами о заполняемости в 93% и в предвкушении командного чемпионата Европы по легкой атлетике не видит смысла в дополнительной господдержке рекламистов. Параллельно мэрия продолжает воевать в судебных инстанциях с одними участниками рынка и пролонгирует отношения с другими, пишет «Правда ПФО».

В начале марта городская дума Казани приняла решение о временном снижении платы за рекламные конструкции в городе. «Введение понижающего коэффициента понизит плату в бюджет на 20%, при этом поддержка отрасли составит 5,5 млн рублей», – цитирует официальный сайт столицы Татарстана начальника управления наружной рекламы и информации Исполкома Казани Ирину Дябилкину.

Со второй половины 2014 г. по настоящий момент в Казани полностью сократили рекламные бюджеты около 30% рекламодателей, среди них автосалоны, гостиницы, развлекательные и торговые центры. Медцентры, банки, агентства недвижимости сократили рекламные бюджеты до 50%. В связи с этим в январе-феврале 2015 г. заполняемость рекламных конструкций коммерческой рекламой составила около 40%, что на 50% ниже, чем в докризисный период. При этом средняя стоимость размещения рекламы в городе по сравнению с 2014 г. упала на 15%.

«В Чебоксарах ситуация на рынке наружной рекламы схожа с казанской. Заполняемость рекламных конструкций коммерческой рекламой на март 2015 г. составляет чуть более 50%. Только, похоже, чебоксарским рекламщикам послабления по платежам в бюджет не светят. Схожая ситуация уже складывалась в начале 2009 г., когда несколько рекламных агентств обратилось к администрации и депутатам городского собрания депутатов с просьбой снизить базовую ставку для расчета размера оплаты на право размещения средств наружной рекламы и информации в г. Чебоксары на период кризиса. Тогда – с мотивировкой, что «в целом размер оплаты по г. Чебоксары значительно ниже, чем в других регионах Поволжья», – уменьшение размера базовой ставки на территории г. Чебоксары было признано нецелесообразным. Не думаю, что с тех пор что-то изменилось в сознании тех людей, кто принимает такие решения. Ибо сейчас они думают скорее не о послаблении, а только еще больше затягивают удавку», – оценивает ситуацию в Чувашии председатель правления НП «Гильдия рекламистов Чувашской Республики» Владимир Бахматов.

В мэрии Чебоксар «Правде ПФО» подтвердили, что Казань им – не указ.

«В конце 2013 г. в связи с низкой заполняемостью рекламных поверхностей (в среднем 60%) администрацией г. Чебоксары более чем вдвое – с 550 до 250 единиц – было сокращено число мест для установки рекламных щитов на улицах города. При этом бюджетная эффективность только повысилась: по итогам прошлого года сумма поступлений в городской бюджет составила 48,6 млн руб., что в три раза выше суммы фактических поступлений в 2012 г. Размещение рекламных конструкций произведено сроком на пять лет по итогам аукциона, в соответствии с условиями которого арендная ставка изменению не подлежит. Соответственно о введении каких-либо «понижающих коэффициентов» речи быть не может», – заявил курирующий рекламную отрасль заместитель главы администрации Чебоксар Максим Семенов.

В мэрии не согласны с цифрами Бахматова и оперируют другими данными, хотя и признают, что экономическая ситуация вынуждает вносить коррективы.

«По состоянию на начало марта текущего года заполняемость довольно высокая – более 93%. В этом году планировалось провести новые торги по продаже рекламных мест, однако в нынешней экономической ситуации было принято решение о переносе торгов на следующий год. Тем самым в условиях действующего спроса не будет увеличено предложение, и действующие игроки на рынке наружной рекламы могут планировать бизнес в условиях стабильного предложения», – подчеркивает Семенов.

Опрошенные участники рынка выдали консенсус-оценку в 30-40% спада платежей от рекламодателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рекламщики признают, что из-за системы аукционов мэрии действительно сложно оперативно внести понижающие коэффициенты, но предлагают другой инструмент: не брать с предпринимателей плату в муниципальный бюджет за размещенную на пустующих рекламных поверхностях социальную рекламу. Вслух, однако, рекламщики высказываться не хотят, так как опасаются карательных мер со стороны администрации города.

Ситуация до боли напоминает сложившуюся на рынке маршрутных перевозок: одни участники рынка обвиняют мэрию в нелюбви к отдельным рекламистам и потаканию «любимчикам», «любимчики» же заявляют, что их все устраивает и дополнительной засветки своего имени в СМИ они не желают.

«Судя по последним действиям администрации г. Чебоксары и МБУ «Городская реклама», они больше озабочены не поступлениями в бюджет, а травлей неугодных им участников рынка наружной рекламы и обеспечением интересов особо приближенных собственников рекламных конструкций. Ибо как понимать иначе то, что городские власти инициируют расторжение договоров с теми, кто платит в бюджет по своим договорам без просрочек? А уж каким воздухом дышат, с какими проблемами сталкиваются и как их решают участники рынка наружной рекламы, им глубоко безразлично. Как вы понимаете, о понижении бюджетного бремени и говорить не приходится. Я очень хотел бы ошибиться в своих суждениях, но, к сожалению, городские власти, призванные следить на рынке наружной рекламы за законностью, сами в первую очередь являются нарушителями этих законов, о чем свидетельствуют решения, вынесенные по ним Чувашским УФАС за последний год», – уверен Бахматов.

О пристальном внимании чувашского УФАС к действиям администрации Алексея Ладыкова, в том числе в сфере рекламы, мы уже рассказывали. Еще одной характерной чертой времени являются постоянные судебные процессы мэрии против отдельных рекламистов. На данный момент своего рода «Байконуром» рекламного рынка выглядит компания «Фидесс». 11 марта первый апелляционный суд во Владимире подтвердил правоту администрации Чебоксар, в одностороннем порядке разорвавшей в 2014 г. договор с «Фидессом» на право эксплуатации 18 щитовых конструкций.

Дальше, правда, подчиненные Ладыкова и Семенова несколько перестарались и самовольно снесли спорные конструкции – и здесь суд признал уже правоту «Фидесса». Возникло до боли знакомое администрации Чебоксар понятие «правовой вакуум»: строение незаконное, но снос его тоже незаконен. По схожим обстоятельствам с мэрией судится еще один ныне «нелюбимый» рекламист – «Взор медиа» (бывшая «Яркая жизнь»). Зато по-прежнему все в порядке в плане GR у рекламного агентства «Периметр-М» и его руководителя Виктора Железнова.

Сужение рекламного рынка, однако, парадоксальным образом может снизить напряженность на нем: ценность рекламных мест в изменившихся условиях драматическим образом снизилась, а желающих сразиться за зеленый виноград всегда меньше. Однако мэрия ожидает, что в ближайшее время на улицу рекламистов придет праздник, правда, недолгий.

«В 2015 году в столице республики пройдут крупномасштабные культурно-спортивные мероприятия, предполагающие широкое использование наружной рекламы – рекламные поверхности однозначно будут востребованы, и рекламный рынок не пострадает», – уверен Семенов.


Источник: Андрей Иванов, «Правда ПФО»

Возврат к списку