В Крыму могут снести 80% бордов и ситилайтов. В Совмине ссылаются на федеральное законодательство и говорят, что «наружка» изжила себя – спрос уходит в сеть. Рекламисты подозревают чиновников в намерении монополизировать рынок и просят ввести мораторий на снос конструкций, пишет «Меридиан Севастополь».
Власти Крыма планируют почти полностью очистить города и трассы Крыма от наружной рекламы, сообщил «Примечаниям» председатель Союза операторов рекламы Крыма Владимир Аверьяненко. В Симферополе из более чем 600 щитов и ситилайтов власти намерены оставить лишь 84 плоскости. В Ялте вместо несколько сотен рекламных конструкций по новой схеме предусмотрено оставить лишь 18 малоформатных конструкций.
В открытом письме к республиканским и федеральным властям крымские рекламисты пишут, что получить право работы в новых условиях можно будет на аукционах, где чиновники выставят на торги места, утвержденные Схемами размещения рекламы. Выигрыш даст право работать с местом от 5 до 7 лет.
При этом в Симферополе лот с правом размещения одной конструкции администрация продает за 560 тысяч рублей. Кроме этой суммы, предпринимателю нужно сразу внести 100 тысяч рублей за первый год работы и 100 тысяч рублей за последний год работы. Для сравнения, в несравнимо более богатой Тюмени, где местный рекламный бизнес не терпит трудности из-за санкций, стоимость рекламного места начинается от 6,5 тыс. рублей.
«Лоты выигрывают компании, принадлежащие или аффилированные с крымским политическим истеблишментом, которые фактически приобретают права на размещение своей рекламы за цену немного низшую, чем коммерческая стоимость аренды рекламных плоскостей у существующих операторов рекламы за минусом налогов! – возмущаются представители Союза операторов рекламы РК в своем открытом письме. – То есть, бюджет Крыма при таких схемах распределения лотов, выгодных крымским политикам-бизнесменам, теряет налоги».
Участники рынка, не имеющие высоких связей, напоминают, что из-за санкций в Крыму нет крупных рекламодателей, федеральных и иностранных брендов. Единственный заказчик рекламы – местный бизнес. И он будет не в состоянии заказывать рекламу по ценам, основанным на новых тарифах, которые устанавливают местные администрации.
Борды, установленные ещё при Украине, гораздо доступнее по ценам, но крымские чиновники настаивают на их демонтаже.
«У всех к 2018 году разрешения на конструкции стали просроченными, – сказала глава Союза операторов рекламы РК, директор фирмы ООО «КРЫМ-АРТ» Татьяна Скоробогатова. – Если соблюдать закон, мы должны сейчас все демонтировать и ждать, когда [муниципалитеты] доделают схемы, чтобы принять участие в торгах. Если мы все демонтируем, придется просто закрыть предприятия – без заказчиков мы не сможем платить зарплату и налоги. Ближайшие торги только через полгода. То есть, нас автоматически выкидывают с рынка».
Перехватить денег негде - банки Крыма практически не дают кредиты на развитие бизнеса, а материковые банки вообще не работают с предпринимателями полуострова. Из-за этого, в некоторых районах полуострова реклама может вообще исчезнуть.
Пример самого большого в Крыму, Ленинского района показывает, что варягам местный рекламный рынок не интересен, а местным он не по карману.
«На сайте администрации писали, что за цена за размещение одного рекламного места – 150 тысяч рублей в год, - рассказывает предприниматель из Ленино Светлана Богданова. – В нашем районе таких денег у предпринимателей нет. Когда начали с разрабатывать схему размещения рекламы для Ленино и Щелкино, у нас заговорили о том, что темой хочет заняться фирма из Ростова. Они готовились выкупить все места на конкурсе. Но потом, видимо, выяснили, что деньги, которые готовы платить местные предприниматели за рекламу, не позволят им окупить затраты на конкурс и другие расходы. Они уехали. В результате конкурс по рекламным плоскостям у нас не состоялся»
«Убийство крымского рекламного бизнеса можно было бы пережить, если бы у нас открылись новые заводы, предприятия, - рассуждает директор фирмы ООО «КРЫМ-АРТ» Татьяна Скоробогатова. - Но людям некуда будет пойти. Без работы останутся более 1500 человек - сотрудники рекламных агентств, поклейщики, печатники».
В открытом письме рекламисты просят объявить мораторий на демонтаж рекламных конструкций по примеру Санкт-Петербурга. Мораторий должен действовать до появления в Крыму банков с общероссийскими процентами кредитования бизнеса – когда в регионе появятся корпоративные клиенты, готовые платить за размещение рекламы на общероссийском уровне, считают они.
«Рекламе нужен переходный период, – поддерживает авторов письма бывший вице-мэр Симферополя Александр Овдиенко. – Такой период был во многих отраслях – в строительстве, в сельском хозяйстве. Власти давали возможность завершить строительство, начатое по украинским проектам. Чем рекламисты хуже?».
Замминистра внутренней политики, информации и связи РК Анна Нерозина считает, что наружная реклама – это вчерашний день. По ее словам, большинство рекламных конструкций Крыма пришли в негодность и вообще нецелесообразны.
«Существует строгий федеральный закон, в соответствии с которым рекламная конструкция может находиться, только если она есть в Схеме размещения рекламных конструкций города/района, - говорит она. – 23 муниципальных образования уже разработали такие Схемы размещения рекламных конструкций. Если у предпринимателя заканчивается срок действия разрешения на рекламную конструкцию, то не существует юридической возможности это разрешение продлить».
По словам замминистра, за последние два месяца 2018 года добросовестные предприниматели демонтировали 173 отдельно стоящие рекламные конструкции с истёкшими разрешениями.
По мнению Нерозиной, спрос на наружку неудержимо падает, и дело здесь не только в санкциях и в том, что крупные иностранные бренды не размещают рекламу в Крыму. Неудержимо развиваются цифровые технологии, реклама уходит в социальные сети, поисковики, становится «контекстной» – размещается на новостных и информационных ресурсах исходя из интересов пользователей. Реклама уходит в digital, количество бигбордов и ситилайтов должно соответствовать спросу.
Председатель Союза операторов рекламы Крыма Владимир Аверьяненко сообщил, что две недели назад премьер Сергей Аксенов обещал приостановить снос рекламных конструкций и поручил вице-премьеру Дмитрию Полонскому учесть интересы местных операторов. Но результата нет.
Получается, что курирующий вице-премьер и главы администраций крымских городов проигнорировали поручение председателя Совмина. Возможно, это своеволие, основанное на вновь оживших в Крыму слухах об отставке Аксенова.
Рекламщики защищаются как могут. Недавно Арбитражный суд Крыма по их искам приостановил постановление администрации Ялты о принудительном демонтаже рекламы силами департамента ЖКХ. Но чиновники не отступают.
Как сообщил источник в администрации Ялты, Совмин требует от местных чиновников списки предпринимателей, осмелившихся оспорить постановление о сносе рекламы в суде.
Также в кулуарах администрации говорят о том, что с середины июня в городе начнется массовый принудительный демонтаж наружной рекламы – вопреки личному обещанию Аксёнова приостановить этот процесс.