Власти Екатеринбурга предпринимают очередную попытку вернуть в горадминистрацию рекламные полномочия, переданные в правительство региона в период открытого противостояния с областными властями. Депутат гордумы Александр Смолин заявил, что намерен обратиться в Заксобрание с соответствующим предложением, подчеркнув, что это его личная инициатива, пишет Znak.com. В Заксобрании считают идею Смолина на сегодняшний день бесперспективной. Эксперты предполагают, что с помощью такой инициативы городские власти смогут проверить реакцию областных властей на одну из самых болезненных тем в их взаимоотношениях.
Как рассказал Znak.com депутат думы Екатеринбурга Александр Смолин, он «считает необходимым» обратиться в свердловское Заксобрание с инициативой об отмене областного закона, согласно которому летом 2015 года было принято решение передать рекламные полномочия от мэрии в МУГИСО. «Исполнение закона, порядок на рынке наружной рекламы, стабильное поступление доходов в местный бюджет, а это важно для города и его жителей, многие годы обеспечивал орган местного самоуправления в лице департамента по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ). Возможности ДУМИ в части регулирования рынка наружной рекламы проверены и доказаны временем. Принятые думой решения и муниципальные правовые акты не были оспорены надзорными органами, а также устояли в судах на всех уровнях. И в настоящее время они продолжают оставаться актуальными. Мы можем обеспечивать эту стабильность и в дальнейшем путем возврата полномочий в сфере распространения наружной рекламы», - пояснил свою позицию Смолин, подчеркнув, что на сегодняшний день речь идет о его личной инициативе, а не об инициативе гордумы.
Также Смолин добавил, что за период с 2013 по 2015 гг. ДУМИ было проведено 11 конкурсов в отношении 1405 рекламных мест. «Все попытки недобросовестных конкурентов «обрушить торги» путем направления жалоб в управление Федеральной антимонопольной службы Свердловской области закончились отказам УФАС в удовлетворении таких жалоб. Решениями комиссии УФАС торги были признаны соответствующими антимонопольному законодательству. Тогда как единственный аукцион, проведенный МУГИСО, был оспорен, его результаты признаны недействительными УФАС», – добавил Смолин.
Действительно, первые же торги по наружной рекламе, которые провело МУГИСО 13 октября, были оспорены в УФАС, и антимонопольщики усмотрели в действиях регионального фонда имущества нарушения части 1 статьи 17 федерального закона «О защите конкуренции». Сейчас фонд оспаривает это решение в арбитражном суде. Тем временем было объявлено о проведении второго аукциона на эксплуатацию 83 рекламных мест.
В МУГИСО между тем неоднократно делали заявления о бардаке на рекламном рынке в Екатеринбурге. Так, по данным министерства, из 7990 конструкций, установленных в Екатеринбурге, только на 1508 была оформлена разрешительная документация. Получив полномочия, в правительстве приняли новую схему рекламных конструкций, согласно последней редакции которой в городе может быть установлено 1869 объектов наружной рекламы.
Обращение депутата Александра Смолина – это уже не первая попытка властей Екатеринбурга поставить вопрос о возвращении городу полномочий, отобранных во время ожесточенного противостояния городских и областных властей. Публично сити-менеджер Александр Якоб поднял этот вопрос в августе на расширенном заседании правительства в Ельцин Центре, целью которого было засвидетельствовать мир между мэрией и обладминистрацией. Якоб заявил, что бюджет Екатеринбурга регулярно недополучает миллионы доходов из-за перераспределения полномочий в пользу правительства по управлению неразграниченными землями, по градостроительной деятельности и по рекламе. Так, по его словам, поступления от единовременного платежа по сделкам с неразграниченными землями сократились с 585 млн рублей в 2012 году до 48 млн рублей в 2015 году, доходы от рекламы упали на 80%. Так, в первом полугодии 2016 года город получил 38 млн рублей доходов от рекламы, за первое полугодие прошлого года – 190 млн рублей. Позже этот же вопрос поднимался на заседании общественной палаты города.
Впрочем, никаких видимых результатов до сих пор нет. Ранее, по сведениям Znak.com, глава администрации губернатора Владимир Тунгусов, считавшийся долгое время главным идеологом мэрии, в приватных разговорах обещал депутатам хотя бы частичное возвращение полномочий. Но, как говорит сейчас высокопоставленный источник Znak.com в правительстве, вопрос закрыт: «реклама останется в области».
В Заксобрании без энтузиазма относятся к предложению Смолина вернуть полномочия Екатеринбургу. «Думать сейчас надо не о том, в чьих руках – мэрии или правительства – будут полномочия, а о легализации рынка рекламы. Но некоторым чиновникам, видимо, выгодно держать его в тени, оставить вместо рынка непонятную систему оборота серых денег», - считает депутат Заксобрания от «Справедливой России» Дмитрий Ионин. По его мнению, горадминистрация в последние годы ничего не предпринимала для того, чтобы рекламный рынок в Екатеринбурге стал более понятным и прозрачным. «МУГИСО делает шаги в этом направлении. Главное, чтобы эта работа была продолжена», – отметил Ионин.
Депутат от КПРФ Вячеслав Вегнер считает, что на сегодняшний день перспектив у инициативы Смолина нет. «Такие вопросы обычно предварительно прорабатываются с областными депутатами или с главой правительства, губернатором Евгением Куйвашевым. Если этого нет и это просто декларация, трудно сказать, какая у Смолина цель. Возможно, он хочет просто как-то прокачать этот вопрос, создать определенное общественное мнение», - предположил Вегнер. При этом депутат напомнил, что во время сентябрьской избирательной кампании у оппозиционных «Единой России» партий было много вопросов по поводу размещения рекламных конструкций и к МУГИСО.
Эксперты предполагают, что с помощью инициативы Александра Смолина городские власти смогут проверить реакцию областных на одну из самых болезненных тем в их взаимоотношениях. По словам политолога Александра Белоусова, причин для выступления с идеей о возвращении горадминистрации полномочий может быть множество. «Не исключено, что это попытка Александра Смолина привлечь к себе внимание и заработать дополнительные очки в городской команде. Или попытка горадминистрации проверить реакцию областных властей», – предположил он, добавив, что раз такие инициативы появляются, значит, нельзя считать, что переговоры по этому поводу окончательно завершены.