В рекламе табачной и алкогольной продукции могут запретить использовать образы людей и животных. Автор законопроекта, народный депутат Юрий Болдырев (Партия регионов), предложивший внести соответствующие изменения в закон, убежден, что это позволит снизить потребление алкоголя в стране. Рекламные агентства напоминают, что когда в России подобный запрет был введен для пива, реклама стала скучной и производители были вынуждены чаще ее показывать.
В рекламе табачной и алкогольной продукции должно быть запрещено использовать образы людей и животных, в том числе созданные при помощи средств анимации. Такое предложение содержится в законопроекте «О внесении изменений в закон «О рекламе» №7470, зарегистрированном в Верховной раде 15 декабря. «Когда известные люди рекламируют табачную и алкогольную продукцию, это производит самое сильное впечатление на потребителя. Это доказано исследованиями», – говорит автор законопроекта Юрий Болдырев (Партия регионов).
В пояснительной записке к документу утверждается, что в 2010 году 17,9% всех смертей от травм и отравлений произошли из-за употребления крепких, а еще 12,7% – слабоалкогольных напитков. «Украинскую нацию необходимо избавлять от пагубных привычек. Я не питаю иллюзий, что мой законопроект решит все проблемы, но если потребление уменьшится хотя бы на 10%, это уже будет хорошо», – говорит господин Болдырев.
Аналогичный запрет на использование образов людей и животных в рекламе пива действует в России с 2005 года. Пивоварам запретили показывать в рекламе любые живые существа, в том числе вымышленные, а также одушевлять объекты природы. «Это усложняет задачу создания рекламного сообщения. В России при съемке ТВ-роликов стали обходиться исключительно изображениями бутылок», – говорит креативный директор Tabasco Александр Смирнов. В результате в РФ реклама пива стала скучной, говорит президент Arena/Magic Box Олег Лещук: «Резко снизилась эффективность рекламы, и компании были вынуждены чаще ее показывать, что привело к увеличению их затрат». Из-за ограничений на рекламу сократился выход на рынок новых марок. В 2007 году в России не появилось ни одного нового бренда, в 2008 году – лишь импортные Peroni у SABMIller и Asahi у «Балтики».
Сейчас образы людей используются почти в каждой ТВ-рекламе производителей алкоголя, говорит гендиректор креативного агентства Adventa Lowe Светлана Шинкаренко. Например, в рекламе водки «Наша марка» – образы рабочих завода, дистрибуторов и отдыхающих. Образ человека, наблюдающего за заводским производством, используется в рекламе ТМ Prime.
По словам господина Смирнова, агентства в любом случае будут искать способы передачи образа человека в рекламе: «Например, можно использовать «субъективную съемку», когда кажется, что камера дышит, как человек». Тем не менее производители убеждены, что запрет скажется на их имидже. В частности, производитель водки Sobieski компания «Бельведер Украина» планировала выпустить в украинский эфир рекламу с участием известного голливудского актера Брюса Уиллиса. «Если закон примут, снимать Брюса Уиллиса в рекламе мы уже не сможем», – говорит гендиректор «Бельведер Украина» Владимир Притуляк.
Это уже не первое ограничение рекламы табака и алкоголя за последнее время. На днях депутаты поддержали в первом чтении законопроект, вводящий ограничения на рекламу табака и алкоголя в прессе, определив понятие «специализированного издания». Теперь любое издание, которое содержит рекламу такой продукции, будет продаваться в непрозрачной упаковке с указанием на наличие в издании рекламы табака или алкоголя. В результате доходы от рекламы в мужской прессе могут сократиться на 40–50%.