Ночь длинных ножей
16 сентября 2011

Ночь длинных ножей

Ночь длинных ножей
За одну ночь – с 22 на 23 августа – в Москве по инициативе департамента СМИ и рекламы была оперативно снята почти треть перетяжек. За одну ночь была почти стерта надежда построить в городе прозрачный рекламный рынок и стабильно работающую отрасль. 

К вечеру 22 августа в городе висело 1952 перетяжек, принадлежащих 24 компаниям­операторам. Утром следующего дня в департаменте мне с гордостью говорили, что «сняли почти все, ну – сотню оставили». Официальные данные – снято 632 полотнища на центральных улицах города. Но и этого оказалось достаточно.

Сколько было копий сломано в прессе по поводу пресловутого постановления от 19 июля, запретившего перетяжки как класс! Операторы пошли во все юридические тяжкие – обжаловали действия мэрии в арбитраже как противоречащие законодательству: с иском выступила ООО «Юпон» и первые слушания были назначены на начало сентября.

Но, не дожидаясь процесса, департамент СМИ и рекламы все же настоял на своем – волевым решением, силой сорвал перетяжки. Наняли для этого подрядную организацию «Светосервис», основное занятие которой – поддержание уличного освещения.

Конечно, попытались «соблюсти лицо» – 9 августа направили в адрес операторов уведомление, что департамент в одностороннем порядке разрывает договор аренды, аннулирует разрешение на размещение и что носитель подлежит сносу в течение месяца. Бумага пришла в офисы 16 августа.

Вроде бы Владимир Черников обещал дважды предупреждать компании о необходимости сноса. Здесь было – «считаю до одного». Вроде бы в бумаге из департамента говорилось о месячном сроке на снос, а «Светосервис» вышел на улицы уже через неделю. Вроде бы в департаменте объясняют, что они же не конструкции сносили, а только изображения срывали… Так закон считает изображение неотъемлемой частью рекламной конструкции, и «сорвать картинку» юридически значит разрушить носитель. Да еще, по всем нормам, полотнище с изображением является собственностью рекламодателя (он тратил деньги на покупку материала и печать), и снять его – означает попросту украсть.

Таким образом, даже не копая глубоко, можно предположить, что департамент нарушил ряд юридических норм. По незнанию ли, по намерению ли – как ни кинь, не по букве закона. Глубже копать в этом вопросе будет суд, в который обратились операторы после памятной августовской ночи, обжаловав каждый случай ликвидации перетяжки.

Наиболее удивительно, что профильный департамент нарушает основной отраслевой закон «О рекламе» –19 статья прямо запрещает одностороннее расторжение договора аренды: это возможно только по решению суда. Которого… не было.

Зачем это все? Единственное внятное объяснение, встреченное в прессе – департамент торопился, потому что хотел сделать горожанам подарок ко Дню города: освободить городские виды от перетяжек. Прямо как в памятное застойное время: все глупости делали к дате…

Я тоже посчитал размер подарка горожанам: 632 перетяжки, пусть даже каждая из них в среднем стоила рекламодателю тысяч 50 – это нарушенные обязательства почти на 35 млн руб. Нехватка этих денег – это невыплаченная аренда городу – около 10–12 млн руб. Да еще сам город готов раздать 90 млн руб., лишь бы погасить недовольство операторов.

Снос перетяжек вообще (а большинству из них было еще год работать до конца договора аренды) – это уже более серьезный подарочек. Это уже сотни миллионов финансовых потерь, это полмиллиарда непоступивших в казну арендных взносов, это 3 тыс. потенциальных безработных (столько москвичей сегодня работают в «перетяжечном» бизнесе), а с учетом подрядчиков – все 10 тыс.

И главное – это был замечательный подарок рекламодателям, среди которых в основном предприятия малого бизнеса. Найти замену неповторимому носителю будет сложно: с перетяжки на щит не переедешь – совсем разные форматы и совсем разные возможности.

Щедрые они, власти. На подарки.

Источник: Андрей Галкин, Outdoor Media

Возврат к списку