Доходы газет от рекламы с июля начали резко расти и увеличились по итогам III квартала почти на треть, подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Сами издатели в эти цифры не верят: для части из них эти три месяца вообще стали самыми неудачными в году
В III квартале этого года рекламодатели потратили на размещение в газетах 3,2 млрд руб. — на 28% больше, чем за те же месяцы 2009 г., следует из оценки АКАР. За 9 месяцев этого года газеты прибавили в выручке 20%. Из данных ассоциации выходит, что в июле — сентябре доходы издателей росли быстрее, чем на протяжении любого другого квартала двух последних лет. Так, в I квартале этого года объем рекламы в газетах по сравнению с тем же периодом 2009 г. увечился на 10%, во II квартале — на 20%.
Оценка АКАР основана в том числе и на данных аналитического центра крупнейшего российского селлера — «Видео интернешнл» (АЦВИ). Лидерами прироста в III квартале стали телегиды и ежедневные массовые газеты, следует из отчета АЦВИ: они заработали 677 млн и 594 млн руб. соответственно, что для обеих категорий на 36% больше, чем годом ранее. Доходы ежедневных деловых газет выросли только на 8%, а массовых еженедельников — на 5%.
«Третий квартал стал для издателей неудачным, самые высокие темпы прироста были в I квартале, — возражает директор по рекламе ИД “Комсомольская правда” Владислав Гемст. — По нашей оценке, доходы газет увеличились за девять месяцев не более чем на 15% и только у отдельных лидеров (“Комсомольская правда”, “Аргументы и факты”, “Антенна-Телесемь”) выручка выросла на 20%». «Эти три месяца были для нас самыми жесткими, мы с большим трудом вышли на уровень прошлого года, оценка АКАР явно завышена», — подтверждает заместитель гендиректора ИД «Аргументы и факты» Марина Мишункина. По данным этого ИД, объемы рекламы в газетах в III квартале максимум на 5% больше, чем годом ранее. Александр Страхов, гендиректор United Media Holding (издает телегид «Теленеделя»), также оценил III квартал как не самый удачный в этом году. Доходы «Теленедели» за 9 месяцев года по сравнению с тем же периодом прошлого года, по его словам, выросли на 70%, но это относительно новый проект, который растет с низкой базы, уточнил он.
А вот газета «Коммерсантъ», по словам коммерческого директора одноименного ИД Павла Филенкова, в июле — сентябре, напротив, увеличила темпы роста доходов до 17% (за 9 месяцев до 15%, без учета объявлений о банкротстве). Но и Филенков критикует общие цифры АКАР по прессе, считая их ошибочными. Сотрудник АЦВИ Александр Ефремов парирует: издатели изначально лукавят со скидками и предоставляют ассоциации недостоверные данные, эксперты делают все возможное, чтобы приблизить их к действительности.