Столичные власти намерены резко увеличить доходы от размещения рекламы в московском метро. Как стало известно «Ъ», к аукциону по выбору нового рекламного оператора на 2011–2015 годы минимальная стоимость контракта определена в 1,03 млрд руб. в год, что почти на треть больше прошлогодних отчислений действующего подрядчика – компании «Олимп» Александра Шусторовича. Предыдущие рекламные торги метрополитен проводил еще в 2002 году.
Действующий с 2003 года контракт «Олимпа» с ГУП «Московский метрополитен» истекает в июне. Сейчас документация по проведению торгов для выбора нового оператора находится на согласовании в столичном департаменте СМИ и рекламы, ответил на запрос «Ъ» первый заместитель начальника Московского метрополитена Игорь Ермоленко. В департаменте, созданном в минувшем декабре в результате слияния двух комитетов, подтвердили, что документы поступили в двадцатых числах апреля, их окончательная редакция будет готова в «ближайшее время».
Сейчас «Олимп», как указано на его сайте, размещает рекламу на цифровых экранах и щитах на станциях, над эскалаторами и в переходах. Реклама также расклеивается на стикерах разного формата в вагонах, на турникетах, дверях вестибюлей. Кроме того, рекламу можно разместить на имеющихся в каждом вагоне схемах метро. Свои финансовые показатели «Олимп» не раскрывает.
По данным «СПАРК-Интефакс», в кризисном 2009 году выручка по РСБУ ООО «Олимп» упала на 39%, до 1,817 млрд руб., прибыль – на 68%, до 462 млн руб. В 2010-м расходы на рекламу в метро, по оценке исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», выросли до 2,5 млрд руб. и составляют 15% всех затрат на наружную рекламу в Москве.
Планируется, что торги по выбору нового оператора пройдут в форме открытого аукциона, на который будет выставлен всего один лот, то есть сразу все рекламные возможности метрополитена, уточнил «Ъ» пресс-секретарь столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Яковлев. По его словам, минимальная стоимость контракта сейчас оценивается в 1030,251813 млн руб. в год.
Отчисления «Олимпа» метрополитену составляют только 680 млн руб. в год, сообщил в минувшем феврале председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских на пресс-конференции по итогам совместной со Счетной палатой РФ проверки столичного транспортного комплекса. «Есть потенциал как минимум на 10–20% увеличить доход», – заявлял он тогда. В «Олимпе» с этими цифрами не согласились, отметив, что сумма выплат метрополитену с каждым годом увеличивалась и в 2010-м составила 783 млн руб. с НДС. Эти данные подтверждает и руководство самого метрополитена. Претензий у сторон не имеется, подчеркивает господин Ермоленко.
Таким образом, чиновники планируют повысить отчисления метрополитену минимум на 32%. Обязательным условием аукциона станет отказ от размещения в метро рекламы алкоголя и табака, добавляет господин Яковлев. На улицах рекламировать эти товарные категории запрещено уже несколько лет. Но «Олимп» с мая 2008-го сам отказался от размещения рекламы алкоголя крепостью более 15%. Доля табака, равно как и пива, не превышает 5%, ранее рассказывал «Ъ» коммерческий директор «Олимпа» Альберт Теплицкий.
Согласованный вариант тендерной документации сначала будет опубликован для обсуждения, и только затем ГУП «Московский метрополитен» даст официальное извещение о проведении торгов, поясняют в департаменте. Сами торги пройдут в сроки, которые «обеспечат непрерывность процесса оказания услуг», уверяет Игорь Ермоленко. Владимир Яковлев также обещает, что подземка не повторит судьбу наземного транспорта: контракт «Мосгортранса» и группы Gallery истек еще в декабре, а аукцион по выбору нового подрядчика назначен только на 5 мая.
«Олимп» примет решение об участии в торгах только после объявления всей тендерной документации, озвучила позицию компании ее директор по маркетингу Наталья Коровина. Так же поступят и другие опрошенные «Ъ» операторы наружной рекламы, неофициально признавая, что заявленные стартовые 1,03 млрд руб. в год – «это чересчур».
Столичная подземка всегда была одним из самых закрытых сегментов рекламного рынка. К началу 2000-х фактическим монополистом по размещению рекламы в метро стала компания «Метрос-медиа», среди ее учредителей были структуры и самого ГУП «Московский метрополитен». В 2001 году считавшийся хозяином «Метрос-медиа» Александр Бабаян был арестован и осужден на семь лет, в частности, за махинации и вымогательство. В 2002 году Москомимущество инициировало первый и пока единственный тендер на размещение рекламы в метро. В тот раз на торги каждая линия выставлялась отдельно. Победителями стали четыре компании, в том числе две структуры АФК «Система». Вскоре они создали единую управляющую компанию «Олимп», которой город продлевал контракты без новых торгов. В декабре 2005 года «Система» продала свою долю в «Олимпе» предпринимателю Александру Шусторовичу. «Олимп» не может назвать своих бенефициаров без их согласия, категорична госпожа Коровина. Связаться с господином Шусторовичем в выходные не удалось.