Вслед за ларьками столичные власти решили убрать из центра города рекламу на фасадах зданий и на строительных сетках. На снос рекламных растяжек, которые, по мнению отцов города, «уродуют архитектуру столицы», уже выделено 10 млн руб.. Однако новая атака на малый бизнес может захлебнуться, считают юристы, поскольку на сей раз столичное правительство вышло за рамки своей компетенции.
Запрет на размещение рекламы на фасадах зданий не повлечет за собой передела рекламного рынка Москвы. Об этом на пресс-конференции заявил руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников. Он пояснил, что «сегодня сетки стали не просто элементами, помогающими закрыть фасад во время строительных работ, но и настоящими рекламными конструкциями». По подсчетам специалистов департамента, только 20% зданий, закрытых строительными сетками, действительно ремонтируются. Остальные объекты используются исключительно в рекламных целях. По мнению чиновника, после демонтажа растяжек объем крупногабаритных форматов рекламы в центре города заметно сократится, и наружная реклама переместится на другие формы, например, ситиформат или на другие объекты.
Напомним, запрет на размещение рекламы на фасадах зданий и на строительных сетках появился в начале июня. Столичное правительство приняло соответствующее решение с подачи департамента рекламы и СМИ. По мнению главной рекламной инстанции города, «такая реклама уродует архитектуру города, мешает жильцам дома, закрывая им свет, обрушивает рекламный рынок и не приносит доходов в бюджет». Согласно постановлению правительства Москвы № 233-ПП, на центральных улицах началась массовая ликвидация наружной рекламы.
Всего в городе выявлено 73 случая размещения рекламы на фасадах. И только восемь конструкций имели соответствующие разрешения, заметил руководить департамента СМИ и рекламы. Власти города не собираются откладывать новое дело в долгий ящик и планируют управиться с незаконной наружной рекламой до осени. До 1 июля специальная комиссия должна провести инвентаризацию рекламных конструкций, установленных в границах Третьего транспортного кольца. До 1 августа пройдет инвентаризация конструкций, размещенных в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги. Планируется на 40% сократить объем рекламных площадей в пределах Садового кольца и на 20% – на остальной территории города. На снос, хранение и утилизацию незаконно размещенных рекламных конструкций из городского бюджета выделено 10 млн руб.
Уже обсуждаются планы по демонтажу рекламных растяжек. Их собираются уничтожить не только в центре, но и на всей территории города. Правда, уже сейчас раздаются недоуменные вопросы: где логика? Если в центре города реклама «уродует исторический облик, то зачем приравнивать к Мавзолею каждую хрущебу в спальных районах? Вряд ли кто-то будет возражать и против демонтажа рекламных щитов у входа в метрополитен, которые особенно мешают в час-пик. Тем более, как оказалось, городская казна от этих «украшений» не получает ни копейки. Но при чем тут строительные сетки? Кому мешают они? Неужели столичные рекламные администраторы не понимают, что без рекламы «лицо» города будет еще уродливее, чем с ней? Или все-таки, за красивыми словами навести порядок на рекламном рынке стоят другие цели? Что могло бы быть логичным объяснением, почему вместо кропотливой работы по наведению порядка рекламный департамент московского правительства предпочел простейшее решение: разом все запретить.
Известно, что гильотина – быстрый, но не самый лучший способ борьбы с головной болью. У «приговоренных» профессионалов рекламного рынка есть серьезные сомнения в том, что это решение подготовлено в рамках законной компетенции и профессиональной компетентности. Постановление правительства Москвы № 233-ПП, предусматривающее ликвидацию наружной рекламы в городе, породило массу вопросов и у независимых юристов. Управляющий партнер юридической компании «Рутакс» Олег Кузнец обратил внимание на три юридические коллизии.
Во-первых, существует федеральный закон «О рекламе», ст. 19 которого четко регламентирует порядок размещения наружной рекламы на всей территории страны. В этом законе говорится, что вся деятельность в сфере наружной рекламы осуществляется в строгом соответствии с федеральным законодательством. Субъект Федерации, которым является город Москва, не имеет права принимать нормативные акты, которые противоречат федеральному законодательству. Следовательно, столичный мэр не имеет права выходить за рамки своей компетенции.
Во-вторых, есть закон Москвы «О правительстве Москвы». В нем четко прописаны полномочия московского правительства. Там определено, что городские власти координируют деятельность в области городской информации и рекламы, то есть выдают разрешения на установку рекламных конструкций, определяют порядок проведения конкурсов по размещению рекламы. Но это не значит, что городское правительство вправе запретить данный вид деятельности.
В-третьих, есть федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», который также не относит к полномочиям субъектов РФ установление обязательных требований или запретов в сфере рекламы и четко закрепляет сферу размещения рекламы за федеральным центром. «Москва – единственный субъект Федерации, в котором размещение рекламы в виде сеток на строительных лесах, перетяжек, брандмауэров на торцах зданий сегодня запрещено. Получается, что правительство столицы вышло за рамки своих полномочий и приняло нормативный акт, который не соответствует федеральному законодательству», – отметил Олег Кузнец.
Кроме того, по его мнению, возникла еще одна большая проблема. Многие обладатели столичных квартир объединились в товарищества собственников жилья. Эти товарищества за счет размещения рекламных конструкций на жилых зданиях ремонтируют подъезды, осуществляют замену окон квартир, облагораживают лестничные пролеты и территорию вокруг зданий. Но почему правительство города отобрало у этих людей законное право получать доход от размещения наружной рекламы? Теперь содержать и обслуживать здания владельцы квартир будут за свой счет.
Помимо этого, постановление № 233 нарушает права федеральных собственников, заметил юрист: «Представители государства официально проводили конкурсы на право размещения наружной рекламы на собственных зданиях. Это были возмездные сделки, то есть государство получало за это деньги. На каком основании столичному градоначальнику подготовили решение, запрещающее Российской Федерации пополнять свой бюджет?».
У мэра и без того масса наболевших вопросов. Вряд ли такой уровень исполнителей, подготовивших постановление о запрете рекламы, избавит его от головной боли по поводу неразберихи, скрытой рекламными конструкциями. По мнению участников рекламного рынка, от предстоящих изменений в Москве он рухнет. Поэтому деловое сообщество надеется, что новый мэр все-таки прислушается к веским аргументам юристов.