Исполкому Казани не удалось заставить «дочку» «Татнефти» ООО «Татнефть АЗС Центр» платить за так называемые информационные стелы на АЗС как за рекламные конструкции. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (ФАСПО) отклонил требование городских властей демонтировать конструкции как «установленные самовольно». Участники рынка считают решение суда обоснованным.
ФАСПО поддержал «Татнефть АЗС Центр» и отклонил жалобу исполкома Казани на решения двух судов нижестоящих инстанций, отказавших ему в иске к топливному оператору. Власти города требовали, чтобы «Татнефть АЗС Центр» демонтировал информационные стелы и флагштоки на 15 казанских АЗС оператора, а также выплатил более 477 тыс. руб. неосновательного обогащения. В исполкоме данные конструкции сочли рекламой, поскольку они расположены за территорией АЗС и содержат название компании, марки и стоимость бензина. В соответствии с требованиями к размещению наружной рекламы «Татнефть АЗС Центр» обязан был предварительно согласовать установку конструкций с исполкомом города.
Претензии к топливному оператору начали поступать от исполкома еще два года назад. Стороны не смогли договориться мирным путем, и исполком обратился с иском в арбитражный суд Татарстана. Однако в суде казанским властям не удалось доказать свою правоту. В ноябре прошлого года арбитраж пришел к выводу, что спорные конструкции не могут рассматриваться как наружная реклама. Суд посчитал, что они являются вывесками, поскольку, согласно закону «О защите прав потребителей», содержат лишь обязательную для юрлица информацию — название организации и цены. 11-й арбитражный апелляционный суд в Самаре 3 февраля этого года признал это решение обоснованным.
«Размещение информации о стоимости бензина при въезде на АЗС – сложившийся обычай делового оборота в России – если стелы с ценами расположить за зданием заправки, их просто никто не разглядит», – отмечает представитель «Татнефть АЗС Центр» Анна Миронова.
Представитель исполкома Рамиль Бакиров не исключил, что после изучения постановления кассации исполком подаст надзорную жалобу. «Мы считаем, что правы в этой ситуации», – сказал он «Ъ». Господин Бакиров отметил, что закон «О защите прав потребителей» «требует от юрлица размещать подобную информацию на месте реализации товара». Спорные стелы, по его словам, расположены вне территории АЗС и к тому же «дублируют информацию, которая уже имеется на заправках». Другие владельцы АЗС в Казани с требованиями исполкома, по его словам, согласились. В пример он привел «Татнефтепродукт» и «Автодорстрой». Представители этих компаний заявления Рамиля Багирова не подтвердили, но и не опровергли.
Участники рынка считают, что позиция «Татнефть АЗС Центра» обоснованна. «Компания должна информировать потребителя об оказываемых услугах – таковы требования закона. И информационные стелы – неотъемлемый элемент комплекса АЗС, они предусмотрены проектом», – сказал вчера «Ъ» участник рынка, не пожелавший быть названным.
Гендиректор ЗАО «Нимб» (владеет сетью АЗС в Казани) Ирек Шарафутдинов назвал требования исполкома «попыткой заработать деньги на воздухе». Он рассказал «Ъ», что ему предъявляли аналогичные требования по одной из заправок, где информационные конструкции устанавливались еще в начале 2000-х годов по согласованию с главным архитектором города. В его случае арбитраж также пришел к выводу, что они не являются рекламой и установлены законно. «Исполком не стал обжаловать это решение, но проблемы на этом не закончились. Теперь по той же АЗС через Росреестр на нас давят, что якобы незаконно используется земля. При этом как она должна быть оформлена, не поясняют, лишь ссылаются на согласование с управлением наружной рекламы», – говорит Ирек Шарафутдинов.
Если бы информационные стелы «Татнефть АЗС Центра» были признаны рекламой, то оператору пришлось бы платить за них городу. Знакомый с ситуацией источник «Ъ» рассказал, что содержание одного флагштока или стелы в месяц обходится примерно в 4 тыс. руб.
«Кроме того, для заключения договора с управлением наружной рекламы требуется представить определенный пакет документов, разработать дизайн-проект рекламной конструкции и согласовать его с управлением архитектуры и градостроительства, что также требует определенных затрат», – сообщил собеседник «Ъ».