Вдовствующая реклама
15 августа 2011

Вдовствующая реклама

На прошлой неделе Михаил Прохоров потерял сразу около 300 своих плакатов и билбордов. Но, кажется, он больше нашел: скандал и всеобщее обсуждение.

Ничто так не оживляет избирательную кампанию, как хороший скандал перед стартом. В США, например, республиканцы заранее перехватили инициативу, устроив славную бучу вокруг размеров госдолга. Теперь Обаме не отмыться от звания человека, доведшего страну до грани дефолта и впервые уронившего кредитный рейтинг США. Не позавидуешь: борьба формально еще не началась, а демократы уже в партере.

У нас масштабы скромнее. Партия «Правое дело», ведомая новым лидером, вывесила в ключевых регионах сотни билбордов с портретом Михаила Прохорова и сообщениями о том, что: а) сила в правде и б) перемены неизбежны. Хорошая задумка. Формально речь о социальной рекламе благонамеренного сайта www.made-in-russia.ru, призванного поддержать молодые отечественные таланты. В то же время положа руку на сердце трудно не узнать типичных черт предвыборной агитации: крупным планом лицо партийного лидера на фоне партийных же цветов плюс партийные слоганы.

Логика простая и надежная. Если картинки не тронут, получается рекламное преимущество на старте плюс сигнал, что партии позволено (или, по крайней мере, не запрещено) больше, чем другим. Налицо признак силы – которая, понятное дело, в правде. Силу у нас уважают, в особенности местные власти и близкие к ним члены избирательных комиссий. Это программа-минимум. Если же плакаты начнут под теми или иными предлогами снимать, вступает в действие «план Б» – программа-максимум. Тот самый предвыборный скандал.

Средства массовой информации, а вслед за ними и граждане начинают раскидывать умищем, выискивая, кто снял, да по чьему приказу, да из каких соображений. Штуковина называется «информационный повод». И вот уже у электората вопросы: чего это они? Боятся Прохорова, что ли? Интересно, кто такой этот Прохоров?

Словом, процесс пошел. В Новосибирске неизвестные сняли 170 плакатов. В предвыборном штабе «Правого дела», по данным на середину прошлой недели, говорят уже о 250 низвергнутых изображениях. Если раньше их целомудренно занавешивали тряпочкой («Гюльчатай, открой личико!»), то теперь решительно режут на ломти. Рекламные агентства воздерживаются от комментариев. Партия обвиняет региональные и городские власти, ненавязчиво давая понять, что из Москвы никаких таких истребительных распоряжений не поступало. Прохоров требует возбудить уголовное дело по факту уничтожения имущества – и он в своем праве. Договор заключен, деньги выплачены, а потер 70х20 м со здания НПО «Автоматика» в Екатеринбурге куда-то исчезла. Как и многие другие. Мэрия открещивается. ГУ МВД Свердловской области, по данными СМИ, объясняет, что хозяева рекламной площади (следует ссылка на компанию «Вест-Медиа») решили сами снять, ибо сочли подобные сюжеты «открытой политической рекламой». И для пущей важности ссылаются на п. 2 ст. 19 федерального закона «О рекламе».

Все это замечательно, но отчего было не вспомнить про ст. 19 в момент заключения договора и получения эскизов? У российских рекламщиков (да и не только у них) такие вспышки правовой грамотности обычно случаются после хорошего пинка из вышестоящих кабинетов. Так был пинок-то? И с какого этажа? Кстати, в ст. 19 («Наружная реклама и установка рекламных конструкций») п. 2 на диво прост и краток: «Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы». Все, точка. Неужели господин Прохоров принудил бедные агентства распространять через их конструкции нечто радикально иное? Может, вирусы птичьего гриппа, гамма-излучение или что там еще можно распространять посредством портретов и слоганов?

За скобками подразумевается, что политическая реклама у нас в стране вообще не подлежит регулированию законом о рекламе. Для нее есть специальные разделы в законах о выборах и политических партиях. Это правда. Но тогда надо сперва доказать в суде, что реклама сайта «Сделано в России» есть реклама политическая, а потом уже сдирать портреты с улиц наших мирных городов.

Решение суда есть? Нет. Но кто-то же приказал содрать? Нет, никто не приказывал. Они сами разорвались. У нас, в стране с ее традициями уважения к праву, только так и бывает. Вот, к примеру, был унтер-офицер. Настоящий патриот. После него осталась вдова. По ряду государственных соображений высшего порядка ее необходимо было высечь. И высекли. Но решения, за которое положено нести ответственность, никто не принимал. Она сама! Ну и дай бог ей здоровья.

Имел право Прохоров развешивать свои плакаты? Зачем и с какой целью он это сделал? Мнений на этот счет может быть миллион. Но к конкретному вопросу, снимать или не снимать, имеет отношение лишь одно чисто формальное мнение: мнение суда.

Правда состоит в том, что этого мнения нет. Пока его нет, любые занавески или расчлененки в отношении легально оплаченных и размещенных по официальным договорам плакатов – чистой воды самоуправство. Чье именно – отдельная история. Губернаторы? Мэры? Конкуренты из «Единой России»? Сами инициаторы процесса? «Народный фронт»?

Еще одна правда состоит в том, что тема вброшена в общественное сознание и активно обсуждается. Значит, предвыборный скандал получился на славу. Остается поздравить избирательный штаб «Правого дела» с уверенным выходом на программу-максимум. Разборок и разговоров хватит надолго, а это как раз то, что нужно любой структуре, проходящей стадию ребрендинга. Кто смел, тот и прав. А начальники тем временем пусть изобретают оправдания.

Источник: Дмитрий Орешкин, Огонёк

Возврат к списку