Общество «Синих ведерок», борющееся против высокопоставленных чиновников, которые игнорируют правила дорожного движения, безуспешно пытаются разместить в Москве билборды с рекламой «антимигалок». Активисты уже обратились в шесть агентств, и везде получили отказ. Юристы усматривают в этом политический подтекст.
По словам Данила Линдэле, одного из участников «ведерок», идея украсить столицу антимигалочной рекламой возникла у него еще в феврале. Ее поддержало больше ста соратников. Щит решили установить на Кутузовском проспекте, чтобы как можно больше чиновников его увидели. «Чтобы реклама мозолила им (чиновникам) глаза. Пусть знают, что все их нарушения не проходят незамеченными», – говорит Линдэле.
В Интернете «Синие ведерки» организовали конкурс на лучшее оформление щита. Блогеры придумали множество вариантов. Например, рядом с изображением доктора написать «Мигалка не прибавляет сантиметров», нарисовать перечеркнутую мигалку и написать «Быстро едешь, медленно понесут» или «Мигалки – пожарным, «скорой», полиции. Чиновники ездят пусть с постными лицами».
Активисты подсчитали, что акция обойдется им в 100 тыс. руб., и объявили сбор денег в Интернете. Когда собралось больше половины суммы, они отобрали несколько макетов и пошли в рекламное агентство. В одних компаниях им сразу отказывали, в других говорили, что отдадут своим юристам, а потом сообщали, что макеты нарушают закон о рекламе, в третьих просто ссылались на то, что нет свободных мест. «Мы выбрали самые безобидные варианты, например, с лозунгом «Чиновник, помни – тебя ждут дома». Но рекламщики все равно боятся и говорят, что им не нужны лишние проблемы», – рассказывает Данил.
В рекламных агентствах, в которые обращались активисты (в частности Gallery и RC- Media) ситуацию с билбордами «Синих ведерок» комментировать «МН» отказались.
«Основная причина отказа – политическая, – считает юрист Игорь Симонов из «Князев и партнеры». – А закон о рекламе просто служит обоснованием». По словам Симонова, по закону реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости, иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения. Фраза «Чиновник, помни – тебя ждут дома», которую выбрали активисты, формально не содержит нарушения закона. Но в то же время, если под собирательным образом «чиновник» имеется в виду, например, премьер-министр или президент, то фамильярное обращение на «ты» может быть расценено, как дискредитация государственной власти. «Вопрос пограничный. Рекламным компаниям легче перестраховаться и просто отказаться от такого эксперимента», – считает юрист.
Владельцы конструкций не согласуют содержание рекламы с городскими властями. Однако если информация на билборде порочит честь и достоинство граждан или содержит брань, то щитом займется Федеральная антимонопольная служба. «Мы работаем по заявлению граждан. Если действительно нарушен закон о рекламе, то принимаем меры», – говорит пресс-секретарь УФАС по Москве Екатерина Карасева.
«Фактически у нас в стране нет гласности, нет свободы слова. Билборды – это тоже средство для формирования общественного мнения, как и СМИ. Поэтому очевидно, что здесь работает цензура», – говорит правозащитник Лев Пономарев. По его мнению, раз борьба «Синих ведерок» нацелена против чиновников, то у активистов практически нет шансов установить свои щиты.
Несмотря на неудачи, «ведерки» не намерены хоронить идею «намозолить глаза чиновникам». «Мы все равно повесим рекламу. Ночью. Хоть сутки, но она провисит», – пообещал Линдэле. Он рассказал, что уже собранных денег хватит на изготовление пяти плакатов. Пока же день и место проведения акции держатся в секрете.