Рекламным подрядчиком ГУП «Московский метрополитен» на ближайшие пять лет стал автодилер. Компания «Авто Селл», учрежденная сотрудницей автохолдинга «Гемма», на вчерашнем аукционе подписалась под обязательством перечислять городу ежегодно почти 2,38 млд руб. Это втрое превышает прошлогодние отчисления действующего оператора – «Олимпа» Александра Шусторовича. В очередной раз имела место «вопиющая инвестиционная некомпетентность» победителей, сетуют операторы наружки.
Открытый аукцион ГУП «Московский метрополитен» по выбору рекламного подрядчика уложился в четверть часа. Стартовая стоимость пятилетнего контракта равнялась почти 1,587 млрд руб. в первый год с последующим ежегодным увеличением на коэффициент инфляции, но не менее чем на 8,3%. Шаг аукциона – чуть более 79,3 млн руб. Как сообщал накануне «Ъ», конкуренцию «Олимпу», контракт которого с подземкой истекает 30 июня, составили компания-посредник в закупках наружной рекламы «Атор», PR-агентство Emerging Communications, ЗАО «Фрост» и ООО «Авто Селл».
Работающий в метро с 2003 года «Олимп» перестал торговаться после того, как стоимость контракта приблизилась к 2 млрд руб. Просто, как пояснил «Ъ» коммерческий директор «Олимпа» Альберт Теплицкий, после этой суммы бизнес уже становится нецелесообразным. Сам «Олимп» в 2010 году перечислил метрополитену 783 млн руб., при этом его выручку исследовательская компания «ЭСПАР-Аналитик» оценивает примерно в 2,5 млрд руб., или 7,5% всех затрат на наружную рекламу в стране.
После 2 млрд руб. на повышение играло прежде всего агентство Emerging Communications, но последнюю ставку – 2 млрд 379 млн 910 тыс. 825 руб. 50 коп. – сделал «Авто Селл», который и был признан победителем торгов. Таким образом, в ближайшие пять лет «Авто Селл» должен будет выплатить метрополитену минимум 14 млрд руб., при этом почти 476 млн руб. необходимо будут перечислить уже в первые три дня после заключения договора.
Но это будут не единственные затраты «Авто Села». В разъяснениях к тендерной документации указано, что собственниками установленных сейчас в метро более 4,7 тыс. щитов различного формата являются «Олимп» и один из его бывших учредителей – «Метрореклама». Господин Теплицкий уточнил, что «Олимп» готов к переговорам по поводу продажи своих конструкций или сдачи их в аренду, но затруднился оценить их стоимость. Собеседники «Ъ» на рынке полагают, что полностью замена щитов с чужих на свои может обойтись новому оператору примерно в 55–60 млн руб.
На аукционе «Авто Селл» представлял мужчина средних лет со спутницей. После торгов они отказались от общения с журналистами, не назвав даже своих имен. Дама лишь отрицательно ответила на вопрос «Ъ», не является ли она Ириной Тарасовой – единственным учредителем ООО «Авто Селл» и сотрудницей автохолдинга «Гемма». Сам «Авто Селл» зарегистрирован по тому же адресу, что и структуры «Геммы». Получить комментарии у автодилера не удалось.
«Для нас «Авто Селл» такая же загадка, как и для вас», – заявил журналистам руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников. Но он не сомневается, что «это люди серьезные» и нет оснований им не доверять.
«Гемма» создана в 1992 году и изначально занималась перегоном иномарок в Россию из Швеции, но сейчас, указано на сайте компании, «это динамично развивающийся многопрофильный автотранспортный холдинг», торгующий автомобилями, запчастями, а также сдающий свой автопарк в аренду. Журнал Forbes поставил «Гемму» на 122-е место в своем последнем рейтинге крупнейших непубличных компаний, оценив его выручку в 2009 году в 16 млрд руб., что на 24% меньше, чем в 2008-м. Основным владельцем холдинга считается Александр Геллер.
Как автодилер, «Гемма» уже давно не является лидером рынка, констатирует президент группы «Фаворит Моторс» Владимир Попов. Он напоминает, что многие дилеры развивают непрофильные активы (например, Major занялся логистическим бизнесом), но интерес «Геммы» к рекламе называет «странным».
Управляющий директор крупнейшего в стране оператора наружки News Outdoor Максим Ткачев не сомневается, что победитель продемонстрировал «вопиющую инвестиционную некомпетентность». Итоги рекламных аукционов метрополитена и «Мосгортранса», управляющего общественным наземным транспортом столицы (на его торгах тоже победила непрофильная компания – агентство недвижимости «Бульварное кольцо»), показывают несостоятельность заявлений операторов наружки, что запланированные на 2012 год массовые торги погубят отрасль, уверен господин Черников. В следующем году только в Москве истекут сроки разрешений на 67% всех установленных конструкций, и по закону «О рекламе» места под них могут распределяться исключительно по итогам аукционов или конкурсов.