Киевскую наружку толкают под запрет
21 Февраля 2011

Киевскую наружку толкают под запрет

Киевские outdoor-операторы инициируют введение моратория на установку новых щитов. На прошлой неделе письмо с соответствующей просьбой было направлено профильной ассоциацией в горадминистрацию. Свой порыв в компаниях поясняют явной перенасыщенностью города конструкциями, которые работают уже против их владельцев. Впрочем, не обошлось и без интриги: введение ограничений позволит пресечь бурное развитие одной из компаний, которую обвинили в нечестной конкуренции.

Сор из избы

Накал страстей в столичной наружной рекламе близок к точке кипения. Борьба между агентствами настолько ужесточилась, что они согласны отказаться даже от части собственной прибыли, лишь бы насолить конкурентам. На минувшей неделе Всеукраинская ассоциация наружной рекламы направила письмо главе КГГА Александру Попову, в котором просит объявить мораторий на выдачу новых разрешительных документов до конца 2012 г. Среди инициатив операторов числятся и другие меры, которые в их среде ранее традиционно считались непопулярными: проведение инвентаризации всех рекламных конструкций, демонтажи незаконных носителей, ограничение формата в центральной части города 8 кв. м и пр. Под письмом подписались крупнейшие сети: «Биг Борд Украина», «Ньюс Аутдор Украина», «Гэллери-Октагон», «РТМ», «Луверс» и пр.

Добровольно согласиться на столь жесткое регулирование отрасли заставила, по их словам, нечестная конкуренция. В частности, профильная ассоциация заподозрила, что агентство «Прайм Групп», которое за последние два года смогло нарастить парк носителей с нуля до более чем 800 шт., получает разрешения в обход общих для всех предпринимателей правил. «Компания установила сотни щитов большого формата в историческом центре, парковых зонах, в непосредственной близости к памятникам архитектуры. При этом не выдерживаются даже элементарные требования к размещению носителей, скажем, по расстоянию до исторических достопримечательностей. «Прайм» располагает местами, которые невозможно получить легальным путем. По крайней мере, мы, работая на этом рынке больше 15 лет, таких способов не знаем», – говорит представитель фирмы «Биг Борд Украина» Сергей Мартынюк.

Темпы развития агентства «Прайм Групп» действительно впечатляют. Начав работу в Киеве в 2008 г., уже к концу прошлого сезона, несмотря на кризис, оно, по данным консалтинговой компании UMM, смогло нарастить свою долю до 5,3%, а по итогам 2010 г. – до 13,2%. В сегменте билбордов «Прайм» по размеру сети занимает второе место после Bigmedia. Впрочем, владелец «Прайма» Вадим Фрунзе говорит, что подобные успехи поясняются в первую очередь агрессивной стратегией компании – за последние два года они приобрели несколько крупных киевских сетей, в частности «Этикетку» и Stroer. А его недоброжелатели утверждают, что именно покупка «Этикетки», за которой, по слухам, стоит заместитель главы КГГА Анатолий Голубченко, и обеспечила Вадиму Фрунзе лояльное отношение чиновников. По мнению же самого бизнесмена, нынешние выпады в его адрес – не более чем очередной виток конкурентных войн за столичный рекламный рынок. «Компании, которые динамично развивались, и ранее вызывали раздражение у некоторых коллег. Теперь же рынок впервые опустился до того, чтобы привлекать к участию в разборках власть», – считает он.

Чужие здесь не ходят

Предложение рекламистов о введении моратория, скорее всего, придется по вкусу чиновникам. В управлении рекламы КГГА сообщили, что по данному вопросу уже назначен ряд совещаний с руководством города. По сути, в последние годы негласные ограничения и так действуют. Получить разрешение на установку нового щита агентству без нужных связей непросто. Поэтому компании, стремящиеся наращивать свои сети, вынуждены перекупать носители или разрешительную документацию на них у более удачливых коллег. По сведениям «ДС», место под щит стоит порядка $5 тыс., а продажа разрешений уже поставлена на поток и стала доходным бизнесом для тех, кто «дружит» с властями.

Официальное введение моратория может лишь усугубить эти процессы, ведь тогда у чиновников будут законные основания отказывать предпринимателям в оформлении бумаг. Впрочем, крупные компании и не скрывают, что заинтересованы в «закрытии» рынка. По мнению Сергея Мартынюка, от перенасыщенности щитами в Киеве страдают и сами рекламодатели, поскольку эффективность их общения с целевой аудиторией оставляет желать лучшего. «Мы постепенно сокращаем парк конструкций и уменьшаем форматы в центре города. За последние полтора года количество наших носителей в столице снизилось на 10%. В центре мы устанавливаем сейчас исключительно конструкции формата до 8 кв. м», – рассказывает эксперт. Истоки заботы рекламистов о своих клиентах стоит искать в финансовой составляющей. Если в других городах сегмент наружной рекламы уже начал приходить в себя после кризиса, то в Киеве ситуация по-прежнему напряженная. К примеру, на сегодняшний день многие сити-лайты вообще пустуют.

Большой выбор свободных плоскостей и борьба за клиентов не позволяют опреторам увеличить цены на размещение, о чем они заявляли в начале года. Хотя некоторые операторы все же пересмотрели прайсы, повысив их на 15%. Однако на практике клиент всегда может договориться о скидках. Между тем, как жалуются в агентствах, расходы на содержание сетей растут, что снижает прибыльность бизнеса.

Источник: Людмила Ксенз, «Деловая столица»

Возврат к списку