«Видео Интернешнл» заграница не помогла
8 июля 2011

«Видео Интернешнл» заграница не помогла

Группе «Видео Интернешнл» (ВИ), крупнейшему продавцу телерекламы в России, так и не удалось стать влиятельным игроком в других странах СНГ. В 2008 году ВИ вынуждена была покинуть Молдавию и Грузию, с 2009 года от ее услуг отказался один из крупнейших украинских телеканалов «1+1», а с этого года, как выяснил «Ъ», группа прекратила работать в Азербайджане.

В Азербайджане ВИ работала с 2006 года, обслуживая всего лишь один телеканал – информационно-развлекательный «Лидер ТВ» (с апреля этого года он через «НТВ плюс» стал доступен и российским зрителям). Но в декабре 2010-го бизнес ВИ в Азербайджане у группы выкупил местный менеджмент. Теперь компания называется «ВИА-Медиа», уточнил «Ъ» ее гендиректор Николай Сосновский. Ее новыми собственниками являются сам господин Сосновский, его заместитель Александр Скребнев, а также местный партнер, чье имя не раскрывается.

Представитель ВИ Елизавета Свиридова объяснила уход из Азербайджана «стратегией зарубежного развития»: группа сосредотачивается на тех рынках, где у нее «есть перспективы расширения клиентской базы и диверсификации селлерского бизнеса». Спецификой Азербайджана является обилие телеканалов, каждый из которых продает рекламу самостоятельно, напоминает президент группы Twiga (помимо России работает еще в пяти странах ближнего зарубежья) Александр Оганджанян. Ожидать, что местные вещатели объединят свои рекламные продажи, не приходится, соглашается Николай Сосновский. Агентство ZenithOptimedia в своем последнем отчете оценивает затраты на телерекламу в Азербайджане в 2010 году в $53 млн.

Для сравнения: объем российского телерекламного рынка – $4,118 млрд, украинского – $356 млн.

С этого года, когда в России доля продавцов телерекламы законодательно ограничена до 35%, ВИ продает рекламу на восьми российских телеканалах и консультирует еще пять. Группа также занимается продажами рекламы в прессе, интернете, на радио, плазменных экранах в розничных сетях. Возможная выручка ВИ за 2010 год оценивается примерно в 8,5–9 млрд руб. Прошлым летом 100% ВИ примерно за 6,235 млрд руб. приобрели структуры банка «Россия», «Сургутнефтегаза» и Алексея Мордашова.

Осваивать постсоветское пространство ВИ начала еще в середине 1990-х, но закрепиться в ближнем зарубежье группе так и не удалось. Так, до 2008 года ВИ контролировала почти 90% всех продаж телерекламы в Молдавии (объем рынка тогда оценивался в $9 млн, сейчас – $18 млн). Но затем обслуживаемые группой телеканалы предпочли работать с местным селлером, и ВИ была вынуждена закрыть свой офис. Грузино-российский военный конфликт в Южной Осетии в августе 2008-го привел к закрытию офиса в Грузии, где ВИ работала с 2005 года.

Самым крупным поражением российской группы стало досрочное расторжение в декабре 2008-го контракта третьим на тот момент по популярности украинским телеканалом «1+1». ВИ через Лондонский международный третейский суд даже требовала с владельца телеканала $58,5 млн компенсации, но суд осенью 2010 года отказался удовлетворить это требование. Сейчас ВИ обслуживает на Украине 11 небольших телеканалов, чья совокупная доля аудитории составляет около 5,3%.

Стабильным рынком для ВИ оказалась Белоруссия. В этой стране она работает с начала 2000-х и сейчас продает рекламу в эфире шести телеканалов с совокупной долей аудитории 53%. Но сам объем белорусского телерекламного рынка в шесть раз меньше украинского – всего $59 млн, по оценке ZenithOptimedia. Наконец, со второй попытки в 2007 году ВИ открыла свое представительство в Казахстане, начав продавать рекламу в эфире «31-го канала», который тогда приобрел российский холдинг «СТС Медиа». Затраты на телерекламу в Казахстане сама ВИ по итогам 2010 года оценивает в $103 млн без НДС, а выручка «31-го канала», как указано в отчетности «СТС Медиа», приблизилась к $12,6 млн. Группа также продает рекламу в эфире еще трех местных каналов, но их рекламные доходы, по мнению господина Оганджаняна, невелики. Таким образом, доля ВИ равняется 12%.

До этого года «СТС Медиа» выплачивала ВИ 15-процентную комиссию за обслуживание «31-го канала». С этого года ее размер снижен до 13%, с 2012-го она будет равняться уже 12,5%, а в 2013-2015 годах – 12%. Постепенное снижение комиссии с 2011 года было оговорено сторонами еще в самом начале работы ВИ в Казахстане, объясняет госпожа Свиридова.

Источник: Сергей Соболев, «Коммерсантъ»

Возврат к списку