Баннеры пририсовали задним числом
11 Мая 2011

Баннеры пририсовали задним числом

Расходы на рекламу в России в первом квартале выросли на 28%, до 53,5–54,5 млрд руб., сообщила Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). При этом она значительно скорректировала прошлогодние данные, особенно в сегменте интренет-рекламы: АКАР посчитала, что баннеры и ссылки продаются гораздо лучше, ориентируясь на ставшую доступной отчетность «Яндекса» и Mail.ru Group. Выяснилось, что на эти две компании приходится 62–71% всей рекламы в рунете.

Объявляя вчера результаты первого квартала, АКАР подчеркнула, что в настоящее время согласовывает и уточняет методики оценки сегмента интернет-рекламы, из-за этого по итогам года возможна очередная корректировка данных. С 2011 года Интернет стал наиболее прозрачным медиа, поскольку свои финансовые результаты теперь раскрывают сразу два его крупнейших игрока – вышедшая в прошлом ноябре на биржу Mail.ru Group (управляет одноименным порталом, социальной сетью «Одноклассники», мессенджером ICQ, сайтом Headhunter.ru) и готовящийся стать публичной компанией «Яндекс». АКАР в своей последней оценке учла результаты этих компаний, пояснил «Ъ» руководитель отдела исследования интернета аналитического центра «Видео Интернешнл» (АЦВИ) Алексей Беляев.

Расходы и на медийную (баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы), и на контекстную (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах) интернет-рекламу выросли, по версии АКАР, в первом квартале на 60%, до 1,9–2,3 млрд и 4,5–5,5 млрд руб. без НДС соответственно. Выручка без НДС «Яндекса» от медийной рекламы по US GAAP в январе-марте 2011 года увеличилась почти на 122%, до 328 млн руб., от контекстной – на 62%, до 3,473 млрд руб., указал поисковик в проспекте эмиссии, поданном накануне IPO в Комитет по ценным бумагам и биржам США. Таким образом, доля «Яндекса» в сегменте медийной рекламы по итогам первого квартала составила 14-17%, а в контексте, основном источнике дохода для поисковика, – от 63 до 77%. Наиболее достоверной выглядит доля «Яндекса» в 63%, считает гендиректор агентства IContext Мария Черницкая.

Выручка Mail.ru Group по IFRS от медийной рекламы в январе-марте увеличилась на 90%, до $25,4 млн, от контекстной – на 121%, до $12,6 млн, сообщала компания в апреле. В пересчете на рубли ($1/29,164 руб. за первый квартал 2011 года и $1/29,8423 руб. за аналогичный период 2010 года) прирост составляет 85%, до 741 млн руб., и 116%, до 170 млн руб. Соответственно, доля Mail.ru Group в «медийке» достигает 32-39%, в контексте – от 3 до 4%. Mail.ru традиционно лучше остальных игроков продает рекламу в первом квартале, поэтому доля группы в сегменте медийной рекламы выше 30% выглядит вполне закономерно, признает гендиректор агентства MindShare Interaction Дмитрий Ашманов.

Вместе на Mail.ru Group и «Яндекс», исходя из их финансовых показателей, приходится 62–71% всех затрат на интернет-рекламу.

Из других медиа сопоставление финансовых показателей конкретной компании со всем сегментом возможно только по ТВ – свои результаты ежеквартально раскрывает публичный холдинг «СТС Медиа», управляющий телесетями СТС, «Домашний» и ДТВ. По динамике рекламной выручки в рублевом исчислении (на 20%, до 4,757 млрд руб.) холдинг почти в полтора раза отстал от роста всего телерекламного рынка, который, по данным АКАР, составил 29%, до 27,9–28,4 млрд руб.

Своей оценкой АКАР способна повлиять на взаимоотношения «СТС Медиа» и группы «Видео Интернешнл» (ВИ), с этого года оказывающей холдингу исключительно консультационные услуги. Как указано в заключенном между ними договоре, если по итогам двух кварталов динамика рекламной выручки «СТС Медиа» будет на четыре процентных пункта меньше среднерыночного показателя по версии АКАР, то холдинг может в одностороннем порядке снизить вознаграждение ВИ или вовсе отказаться от ее услуг. Вознаграждение ВИ составляет 12% рекламной выручки «СТС Медиа» за вычетом фиксированной платы за предоставленное программное обеспечение. Ранее пресс-секретарь «СТС Медиа» Виктория Бакаева уверяла «Ъ», что причин для пересмотра нового контракта с ВИ нет.

Еще раньше, подводя итоги 2010 года, АКАР пересмотрела свои оценки по прессе и радио (см. «Ъ» от 16 февраля). В результате данные ассоциации теперь согласуются с расчетами, которые дает по центральной прессе АЦВИ. По его оценке, рекламные доходы только московских и федеральных газет в январе-марте выросли на 9%, до 1,293 млрд руб. без НДС, журналов – на 15%, до 3,234 млрд руб., рекламно-информационных изданий – на 9%, до 976 млн руб. Нет разногласий и в заявленных АКАР цифрах с оценками самих радиовещателей. Так, расходы на столичную и сетевую (транслируется из Москвы на все города) радиорекламу в первом квартале увеличились на 12%, до 1–1,1 млрд руб., на региональную рекламу – на 22%, до 1,1–1,2 млрд руб., заявляют в компании «Медиа Плюс», сейлз-хаусе «Европейской медиа группы» (сети «Европа плюс», «Ретро FM» и другие).

Источник: Сергей Соболев, «Коммерсантъ»

Возврат к списку