Наружное наблюдение
7 Июля 2011

Наружное наблюдение

Городская прокуратура проверила рекламный рынок Коломны. Проверка была инициирована областной прокуратурой в связи с нарушениями, выявленными в других городах Московской области. Поводом для нее послужило обращение к служителям Фемиды подмосковных предпринимателей.

В чем проблема

Еще осенью 2010 года предприниматели, работающие в наружной рекламе Подмосковья, обратились в Общероссийскую общественную организацию «Опора России» с просьбой оказать содействие в борьбе с произволом чиновников, создающих административные барьеры и препятствующих здоровой конкуренции в данной сфере. Изучив претензии бизнесменов, представители областной прокуратуры инициировали проверки на местах.

В мае этого года проверку на предмет исполнения закона «О рекламе» и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами местного самоуправления при размещении наружной рекламы провела Коломенская городская прокуратура. Особое внимание уделялось тем сферам деятельности рекламщиков, по которым в других городах области было обнаружено больше всего нарушений. А именно: – несоответствие муниципальных актов федеральному законодательству;
– нарушение процедуры проведения торгов при размещении конструкций на муниципальных объектах недвижимости;
– создание административных барьеров либо предоставление льгот отдельным игрокам;
– передача полномочий органов местного самоуправления хозяйствующим субъектам, перетягивающим часть прибыли, которая должна поступать в местный бюджет, на себя;
– нарушения при заключении договоров на размещение рекламы на многоквартирных жилых домах;
– факты взимания муниципалитетом с предпринимателей платы за размещение вывесок на строениях, являющихся частной собственностью.
В итоге помощник городского прокурора Роман Федосов констатировал: в Коломне данных нарушений нет. Он также заверил, что в 2010 г. и до 1 июня 2011 г. обращений по фактам нарушений соответствующего законодательства в прокуратуру не поступало.

Мнение бизнеса

Коломенское отделение «Опоры России» и газета «Эспрессо» провели собственное расследование. Мы сделали то, чего не сделала прокуратура, – поговорили с предпринимателями, работающими на рынке рекламы.

Большой рекламный «пирог» в Коломне делят между собой чуть более 20-ти игроков. Председатель коломенского отделения «Опоры России» Андрей Шатохин на встречу пригласил всех. Но пришли только трое: Алексей Головнев (ООО «СвеАл»), Андрей Климанов (ИП Климанов), Сергей Свекольников (ИП Свекольников). Предприниматели обозначили топ-6 проблем, с которыми они сталкиваются.

Проблема 1: эскизы рекламных форм в управлении архитектуры и градостроительства городской администрации рассматриваются и утверждаются очень долго. Федеральный закон отводит на это два месяца, что, учитывая специфику рекламного бизнеса, уже слишком много. Но и этот срок иногда не соблюдается. Поэтому зачастую предприниматели, так и не дождавшись согласований, размещают вывески на свой страх и риск. И получают еще одну головную боль.

Проблема 2: недремлющий Госадмтехнадзор наказывает владельца за незаконное размещение рекламы или информации. При этом Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает предупреждения – сразу штраф. Для должностных лиц – 3–5 тыс. руб., для юридических – 20–40 тыс. руб. Многие предпочитают платить.

Проблема 3: на заседания комиссии, утверждающей либо не утверждающей эскизы, не приглашают их авторов, которые, выслушав замечания, имели бы возможность быстро доработать макет и представить его повторно.

Проблема 4: нет единой информационной площадки для проведения торгов. Схема оповещения заинтересованных лиц не отработана. Информация публикуется в разных местах – то в Интернете, то в прессе. «Салочки» и «жмурки» одновременно.

Проблема 5: в отрасли наружной рекламы есть игрок, который делает невозможной честную конкуренцию.

И наконец, проблема 6: нет возможности установить щит или перетяжку. Позиция городской власти – в Коломне уже и так слишком много крупноформатных рекламных конструкций.

Мнение власти

Претензии предпринимателей редакция «Эспрессо» адресовала управлению архитектуры и градостроительства администрации города. «В требованиях к наружной рекламе и информации, действующих на территории города, прописано, что заседания комиссии по размещению наружной рекламы и информации должны проходить раз в две недели. Но у председателя есть право переносить очередное заседание или назначить дополнительное. В основном заседания проходят раз в месяц. В соответствии с законом «О рекламе» в течение двух месяцев после регистрации заявления мы обязаны выдать решение. Как правило, успеваем выдать решение вовремя», – сказала начальник отдела наружной рекламы и информации управления Наталья Жеверникова.

По размещению рекламных конструкций в исторической части города заявления предпринимателей рассматривает общественный градостроительный совет, который собирается по мере накопления заявок, в среднем 1 раз в месяц.

По закону «О защите прав потребителей» бизнесмены, открывая новое предприятие или магазин, обязаны на входе вывесить информацию с названием организации, графиком работы и адресом. Пока комиссия рассматривает заявление, достаточно повесить хотя бы табличку с часами работы, а уже после согласования – вывеску. Но бывают случаи, когда владельцы самовольно устанавливают несогласованные конструкции. Госадмтехнадзор их штрафует, но не имеет права демонтировать вывеску – это возможно только по решению суда. Однако инспекторы вправе выдавать нарушителям предписания о демонтаже самовольно установленных вывесок и штрафовать за неисполнение этих предписаний в установленный срок.

На заседании комиссии рассматривается от 30 до 70 заявок. Пригласить 70 человек на заседание нереально. Поэтому, если дизайнеру непонятно, как доработать проект, главный архитектор дает устную консультацию. Если же возникают спорные моменты или человек хочет прийти на комиссию и защитить свой проект, в индивидуальном порядке можно об этом договориться. Но чаще всего заседание проходит при закрытых дверях.

По закону «О рекламе» разрешение на установку рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности выдается только по результатам торгов. В Коломне они проходят в форме конкурса. Город объявляет место, желающие подают заявки. Информация о конкурсах размещается в газете «Вопрос-ответ», также конкурсная документация публикуется на сайте www.kolomnagrad.ru. Со дня объявления конкурса до момента вскрытия конвертов проходит не менее 30 календарных дней. Те фирмы, которые заинтересованы в этом, вполне могут успеть найти нужную информацию.

Монополистов в городе нет. Есть лидеры, но и они не занимают преимущественное положение. Соответствующий документ мы готовили в Федеральную антимонопольную службу. Одна из главных целей закона «О рекламе» – предоставить равные условия для конкуренции. В городе эта норма соблюдается на 100%. Существует десяток лидеров среди владельцев крупноформатных конструкций плюс еще порядка сотни владельцев, в том числе мелкие ИП. Не во всех городах такое есть. На конференции «Опоры России» приводились в пример города, где весь рынок рекламы делят между собой 2–3 фирмы.

Что касается установки щитов и перетяжек, в городе индустрия наружной рекламы достаточно насыщена.

Поэтому комиссия приняла решение: новые крупноформатные конструкции не устанавливать. Конкурсы будут проводиться только на те конструкции, у которых заканчивается срок действия разрешения, либо на конструкции малого городского формата – панели-кронштейны, рекламные тумбы, стелы и др. Любой предприниматель имеет право участвовать в конкурсе и стать победителем. Тогда комитет по управлению имуществом и земельным отношениям именно с ним заключит договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

В итоге

Не очная ставка показала, что проблемы в коломенской наружке все-таки есть. Говорить об этом в открытую предприниматели не спешат. Кто-то опасается за свое дело, другие считают, что бесполезно. В результате прокуратура отчитывается, что «в Багдаде все спокойно», а мелкие участники рынка продолжают играть по правилам, которые их, мягко говоря, не устраивают.

Между тем главная цель предпринимателей, собравшихся по инициативе коломенского отделения «Опоры России», – не воевать друг с другом за кусок пирога и с системой, а найти компромисс. Сделать это можно только в открытом диалоге. «Эспрессо» готова предоставить для него свои страницы.

Проблемы, которые подняла газета, – только верхушка айсберга под названием «Реклама в городе». Подводная его часть скрывает другой аспект. Если предпринимателям, работающим на этом рынке, катастрофически не хватает рекламных мест для продвижения бизнеса, то горожан, напротив, раздражает засилье рекламных конструкций.

Источник: Наталья Воронцова, «Эспрессо»

Возврат к списку