Рекламу топлива сбрасывают со щитов
10 Августа 2011

Рекламу топлива сбрасывают со щитов

Один из розничных топливных операторов Башкирии — ООО «Розничная сеть АЗС Салават» («дочка» «Газпром нефтехим Салавата») добивается в президиуме Высшего арбитражного суда России (ВАС) отмены претензий мэрии Ижевска. Год назад городские власти признали щиты с ценами на АЗС незаконными рекламными конструкциями. Оператор считает требования чиновников «беспрецедентными», аргументируя тем, что не сталкивался с аналогичными претензиями в других муниципалитетах. В мэрии Уфы, между тем, «Ъ» признались, что также не исключают пересмотра статуса щитов операторов.

«Розничная сеть АЗС Салават» (актив «Газпром нефтехим Салавата») дошла до президиума Высшего арбитражного суда России, чтобы отбиться от претензий администрации Ижевска. Компания просит признать недействительным выставленное в апреле прошлого года мэрией предписание о демонтаже стел возле трех автозаправочных комплексов в Ижевске. Как следует из материалов арбитражного суда, на стелах была размещена информация о видах топлива и его цене, логотип оператора и слоган: «Евро-4. Сделано в Башкортостане». В мэрии сочли конструкцию рекламной, поскольку оператор на щите якобы подчеркнул преимущества своего товара по сравнению с топливом иных стандартов, которое реализуют другие игроки. А поскольку конструкция не была зарегистрирована как рекламная, власти предписали ее демонтировать.

Оператор обратился в суд с требованием признать претензии мэрии необоснованными.

ООО «Розничная сеть АЗС Салават» реализует нефтепродукты производства «Газпром нефтехим Салавата». Сеть насчитывает 56 заправок в десяти населенных пунктах Башкирии, а также в Удмуртии (в том числе 18 АЗС в Ижевске) и Оренбурге. В прошлом году розница расширилась за счет приобретения 19 АЗС в Удмуртии у ГК «Комос Групп» (см. «Ъ» от 2 апреля 2010 года).

Арбитражный суд Удмуртии в августе прошлого года отказался удовлетворить требования башкирского оператора, установив, что информация на щитах носит «комплексный характер» и «имеет признаки рекламы». Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в октябре прошлого года, а затем и арбитраж Уральского округа (в феврале текущего года) оставили данное решение в силе. Не было учтено на процессе и заявление оператора о том, что подлежащие демонтажу конструкции находятся у него в аренде, а собственником является ООО «АЗС-Сервис», которому, по сути, должны выставляться требования мэрии.

Вчера в управлении по наружной рекламе мэрии Ижевска «Ъ» пояснили, что аналогичные «АЗС Салават» предписания были внесены и другим розничным операторам, работающим в городе, в том числе ЛУКОЙЛу и «Башнефти», а также автодилерам, возле салонов которых были установлены стелы с фирменными логотипами. В нефтяных компаниях вчера действия ижевских властей не комментировали. В пресс-службе «Башнефти» подчеркнули лишь, что стенды ее розничной сети «не содержат рекламных объявлений». В мэрии Ижевска уточнили, что только «АЗС Салават» обратилась в суд, а другие операторы «предписания просто не исполнили». Продолжит ли администрация города добиваться исполнения своих требований, чиновники сказать затруднились.

В ижевском филиале «АЗС Салават» вчера ход разбирательства официально не комментировали. Источник, близкий к компании, пояснил, что удовлетворение требований мэрии не стоило бы компании больших средств, но «важен принцип». «Согласование конструкции займет время и обойдется в зависимости от сложности около 50 тыс. руб., а сама плата за них небольшая – около 5 тыс. руб. в год», – пояснил он.

Иск оператора передан в президиум ВАС – судебная коллегия констатировала, что при рассмотрении аналогичных дел на уровне федеральных окружных судов не сложилось «единобразного» толкования закона. Так, например, ижевскому дилеру «Автоцентр-Комос» удалось добиться признания претензий мэрии в арбитраже недействительными.

Пресс-секретарь «Розничной сети АЗС Салават» Елена Холманская вчера назвала требования мэрии Ижевска «беспрецедентными», уточнив, что ни в одном другом муниципалитете компания с аналогичными претензиями не сталкивалась.

Между тем, как стало известно «Ъ», мэрия Уфы, недавно дополнившая перечень рекламных конструкций асфальтом и скамейками, также рассматривала вариант включения в него щитов на АЗС. Вчера в управлении дизайна и наружной рекламы городской администрации пояснили, что этот вопрос в мэрии обсуждается. Однако, по словам начальника отдела оформления разрешительной документации управления Татьяны Кожевниковой, пока в городе решили сохранить за щитами на АЗС статус информационных указателей. Она обосновала эту позицию итогами «изучения судебной практики». «Хотя вопрос, признаюсь, до сих пор спорный», – добавила госпожа Кожевникова.

Источник: Наталья Павлова, «Коммерсантъ»

Возврат к списку