Надежды операторов наружной рекламы отсрочить грядущие массовые торги на свои конструкции пока не оправдываются. Из трех внесенных в Госдуму законопроектов один, предлагающий автоматическую пролонгацию договоров еще на пять лет, уже отозван. Против другого законопроекта, увеличивающего срок действия договоров минимум до 15 лет, выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Противником третьего законопроекта, предусматривающего льготы только для мелких и средних предпринимателей, стала Общественная палата.
С июля 2008 г. по закону «О рекламе» установка любой рекламной конструкции на государственной или муниципальной землях допускается исключительно по результатам торгов. На сегодняшний день на таких землях, по данным исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», в России расположено свыше 90% из примерно 100 тыс. рекламоносителей. Закон «О рекламе» также оговаривает срок действия договоров на установку и эксплуатацию конструкций – пять лет. Действующие договоры у большинства операторов закончатся уже в 2011–2012 годах, после чего неизбежны массовые торги.
Но в этом году на помощь операторам наружки пришли депутаты Госдумы. С мая в нижнюю палату парламента было внесено сразу три законопроекта, предлагающих в той или иной мере отсрочить торги. Так, единороссы Владимир Головнев и Ильдар Гималетдинов подготовили поправки в закон «О рекламе», которые разрешили бы владельцам рекламных конструкций автоматически продлять договоры еще на пять лет, но только один раз (см. «Ъ» от 1 июля). Однако эти поправки уже отозваны из Госдумы, указано в базе законопроектов. Пресс-секретарь депутата Головнева Вера Вересокина подтвердила эту информацию. Она не исключила, что до конца года законопроект может быть переписан и заново внесен, однако не смогла уточнить, какие именно положения будут исправлены.
Ответственным за рекламное законодательство является думский комитет по экономполитике. Но у законопроекта Владимира Головнева и Ильдара Гималетдинова был еще один комитет-соисполнитель – по вопросам местного самоуправления. И он выступил против предложенных поправок. В своем заключении на законопроект председатель этого комитета Вячеслав Тимченко указывает, что пролонгация договоров еще на пять лет ущемит в правах собственников имущества, на котором установлены рекламоносители, так как они «будут ограничены в возможностях выбора партнера на рыночных принципах». Кроме того, это «дает почву для коррупции».
Во многом схожие поправки в закон «О рекламе» минувшим летом предложили и другие единороссы – Георгий Лазарев и Хафиз Салихов. По их замыслу, договор на установку рекламной конструкции должен заключаться с ее владельцем не менее чем на 15 лет. За этот законопроект отвечает только профильный комитет по экономполитике. Но против увеличения сроков договоров уже выступила ФАС. Как пояснила «Ъ» заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина, ее ведомство направило в правительство отрицательные заключения на оба упомянутых законопроекта. Отзыв правительства на предложенные депутатами Лазаревым и Салиховым поправки пока не опубликован, но собеседник «Ъ», близкий к комитету по экономполитике, уверяет, что он будет отрицательным.
Наконец, есть еще законопроект депутатов Иосифа Кобзона («Единая Россия»), Владимира Комоедова (КПРФ) и Михаила Мусатова (ЛДПР). Они, в частности, предлагают продлить действующие договоры до июля 2015 года, но только для субъектов малого и среднего предпринимательства. Этот законопроект поддержал комитет по местному самоуправлению, но против него выступила, например, Общественная палата. Отзыв правительства пока также не опубликован.
Как только появилась информация о внесенных в Госдуму поправках, владельцы конструкций в регионах, пытавшиеся продать свой бизнес, сразу подняли стоимость своих активов, рассказывает топ-менеджер одного из операторов. Он не исключает, что теперь им придется снова переоценивать свой бизнес, но уже в сторону понижения.