Противостояние между московскими властями и владельцами рекламных перетяжек переместилось на улицы. За ночь с понедельника на вторник столичный департамент СМИ и рекламы пообещал удалить с перетяжек всю рекламную информацию, то есть срезать сами полотнища, оставив от конструкций лишь одни тросы. Владельцы перетяжек накануне акции предупредили, что вновь развесят их по городу и потребуют через суд возместить понесенные убытки.
Столичный департамент СМИ и рекламы принял решение в ночь с понедельника на вторник срезать полотнища на транспаратнтах-перетяжках, сообщил «Ъ» пресс-секретарь ведомства Владимир Яковлев. По его словам, акция должна была начаться ближе к полуночи. Перетяжки развешаны на 305 улицах, наибольшее количество их на Ленинском проспекте (94), Третьем транспортном кольце (79) и Варшавском шоссе (62), следует из реестра разрешений департамента СМИ и рекламы. Дорожного коллапса в городе возникнуть не должно, так как к работе будут привлечены сотрудники ГИБДД, уверяет господин Яковлев.
В Москве на законных основаниях сейчас над улицами висят 1952 перетяжки, принадлежащие 24 юридическим лицам. Крупнейшими игроками в этом сегменте являются компании, входящие в группу News Outdoor (1034 конструкции), группа CityText (348) и компания «Магистраль-Сити» (211). Выручку владельцев перетяжек в 2010 году исследовательская компания «ЭСПАР-Аналитик» оценивает в 1,9 млрд руб., что составляет 11% всех затрат на наружную рекламу в столице.
Московское правительство объявило перетяжки вне закона, приняв постановление N 319-ПП, которое мэр Сергей Собянин подписал 19 июля. Чиновники тогда пообещали, что выделят на компенсации за расторжение ранее заключенных договоров владельцам этих конструкций 90 млн руб., при этом город недополучит примерно 486 млн руб. арендных выплат. В августе департамент СМИ и рекламы начал в одностороннем порядке расторгать договоры, аннулировав ранее выданные разрешения на установку и эксплуатацию перетяжек и потребовав в 30-дневный срок демонтировать конструкции.
В ответ операторы подали в арбитражный суд Москвы уже 11 исков к департаменту, требуя признать недействительным одностороннее расторжение договоров (см. «Ъ» от 22 августа). В качестве обеспечительных мер владельцы перетяжек ходатайствовали о запрете их демонтажа, следует из материалов суда. Но поданные ходатайства входящих в группу CityText ООО «Юпон» и ЗАО «Виатра», а также ООО «Рекламно-производственная фирма «Магистраль-Сити» и ЗАО «Юсти-Класс» были отклонены судом.
Если разрешение на установку рекламной конструкции аннулировано, то собственник рекламной конструкции должен ее демонтировать в течение 30 дней, а удалить с нее информацию — в течение трех, говорится в законе «О рекламе». Если конструкция в установленный срок не демонтирована, то власти вправе через суд потребовать принудительного демонтажа. Только если владелец конструкции не выполнит решение суда, власти имеют право сами демонтировать рекламоноситель.
Демонтаж уже развешанных по Москве перетяжек возможен только по решению суда, признает господин Яковлев. Но, подчеркивает он, в ходе ночного рейда чиновники будут удалять лишь размещенную на перетяжках информацию, то есть исключительно полотнища. Сами рекламные конструкции, непосредственно тросы, которые удерживают полотнище над дорогой, никто трогать не будет, уточняет он.
'Согласно заключаемым договорам с клиентами, полотнища являются их, а не нашей собственностью, – объясняет совладелец «Магистраль-Сити» Александр Попов. – Но по договору мы отвечаем за сохранность полотнища. И мы, естественно, будем всеми законными способами защищать интересы своих клиентов». Он не исключает, что, если полотнища будут срезаны, пострадавшие рекламодатели обратятся в прокуратуру. Директор по маркетингу и развитию «Мосгоррекламы» Александр Зарецкий обещает, что при любой попытке срезать полотнища компания обратится в правоохранительные органы и потребует через суд компенсации убытков. Юрист Павел Монаков полагает, что, если полотнища будут срезаны, являющийся их собственником рекламодатель может обратиться в суд с иском к владельцу перетяжки о взыскании убытков, а департамент СМИ и рекламы привлечь в качестве соответчика, или уже потом оператор взыщет эти убытки с департамента.
Если перетяжки к утру окажутся порезанными, в ближайшие сроки они будут восстановлены, уточняет господин Зарецкий. «Все свои обязательства перед клиентами по проведению кампаний мы выполним», – говорит и господин Попов. Кампании на перетяжках, как правило, рассчитаны на десять дней. Сейчас в Москве размещение практически на всех рекламоносителях распродано до конца года, и перетяжки не исключение, напоминает гендиректор «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин.