Кинопремьера на рекламном рынке
16 Февраля 2011

Кинопремьера на рекламном рынке

Медиакомпании заработали на рекламе в 2010 году 214 млрд руб., подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Основные деньги традиционно собирает телевидение – на него приходится почти 52% всех рекламных бюджетов. А вот самым динамично развивающимся медиа по итогам 2010 года оказался не Интернет, безоговорочный фаворит прежних лет, а кинотеатры.

Бюджеты на размещение рекламы перед сеансами за год увеличились на 91%, до 0,8 млрд руб. без НДС, констатировала АКАР. Правда, директор по стратегии агентства «Синема 360» Павел Шиловский призвал не обольщаться: просто в кризисном 2009 году затраты на рекламу в кинотеатрах значительно упали – на 29%, до 0,4 млрд руб., да и в сейчас доля этого сегмента ничтожна мала – только 0,37% всех расходов на рекламу.

Резко выросший интерес к рекламе в кинотеатрах господин Шиловский объяснил тем, что сегодня киносети уже гарантируют рекламодателям необходимое им количество контактов и его фиксированную цену, а также увеличением самой зрительской аудитории. В 2010 кинопрокатном году (закончился 30 ноября) в России было продано, по данным журнала «Кинобизнес сегодня», 166 млн билетов, что почти на 20% больше, чем годом ранее. На интерес рекламодателей к кинотеатрам положительно влияет, по мнению «Синема 360», и рост числа 3D-залов: их количество, по информации «Невафильм Research», уже к июлю 2010 года увеличилось до 525 против 353 в декабре 2009 года. Samsung Electronics уже снимает свои рекламные ролики сразу в двух версиях: 3D – для демонстрации в соответствующих залах и 2D – для ТВ и простых залов, подтверждает представитель российского офиса компании Марат Ракаев.

Заявленный 46-процентный рост расходов на контекстную рекламу в Интернете (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах), до 14,3 млрд руб., является средним арифметическим между различными оценками, уточняет АКАР. Ее эксперты, оценивающие этот сегмент, так и не смогли прийти к единому мнению. В «Яндексе», выручка которого в прошлом году на 88% состояла из доходов от контекстной рекламы, подтверждают, что названная сумма является компромиссной. Ранее агентство MindShare Interaction заявляло, что расходы на контекстную рекламу в прошлом году выросли на 44%, до 13,7 млрд руб.

По двум другим медиа, оценки которых ранее нередко вызывали разногласия внутри АКАР, эксперты пересмотрели данные за предыдущие годы. Так, радиовещатели стали учитывать в своих доходах и бюджеты на интегрированные спонсорские проекты, коммерческие сюжеты и другие подобные коммуникации. Такая активность, как заявляют вещатели, обеспечивает в среднем 20% всех затрат на так называемую сетевую радиорекламу (транслируется из Москвы на все города), объем которой по итогам года оценен в 5,15 млрд руб. Такая же сумма пришлась и на региональную радиорекламу (локальные вставки на сетевых станциях и доходы всех немосковских вещателей). При этом рост сегмента региональной рекламы по итогам года составил 23%, сетевой – только 2%. Просто в первом полугодии доходы от сетевого размещения еще показывали отрицательную динамику. Владелец «Европейской медиа группы» (радиосети «Европа плюс», «Ретро FM») французский холдинг Lagardere в январе-июне еще фиксировал в своей отчетности падение российской выручки от радиобизнеса, но уже рапортовал о ее росте в четвертом квартале.

Пересчитали свои рекламные доходы в предыдущие годы и издатели. Группа «Ашет Филипаки Шкулев–Интермедиагруп» (АФС-ИМГ; журналы Elle, Maxim, Psychologies, телегид «Антенна-Телесемь») и ИД «Абак-пресс» (журналы «Я покупаю», «Деловой квартал») оценили доходы региональных изданий, не попадающих в мониторинг исследовательской компании TNS Russia и поэтому ранее не учитывающихся в данных АКАР. Аналогичную работу АФС-ИМГ провела с аналитическим центром «Видео Интернешнл» (АЦВИ) по не представленным в мониторинге TNS московским и федеральным изданиям. В результате данные АЦВИ, который изучает только центральную прессу, по динамике доходов расходятся теперь только по рекламно-информационным изданиям. Рекламные сборы выходящей в столице подобной периодики в 2010 году снизились, по оценке АЦВИ, на 11%, до 4,074 млрд руб. Но в целом по стране сегмент показал двухпроцентный рост, до 11,4 млрд руб., констатировала АКАР. Просто в регионах рекламно-информационные издания по-прежнему активно развиваются, констатирует эксперт АЦВИ Александр Ефремов.

В 2011 году рекламный рынок может вырасти на 18%, еще в октябре предсказывало агентство ZenithOptimedia. Именно его прогноз на 2010 год совпал с итоговыми выводами АКАР.

Источник: Сергей Соболев, «Коммерсантъ»

Возврат к списку