Прокуратура не дала рекламу в обиду Сергею Собянину
21 Сентября 2011

Прокуратура не дала рекламу в обиду Сергею Собянину

Введенный столичными чиновниками запрет на размещение рекламы на строительных сетках, заборах, фасадах зданий и транспарантах-перетяжках противоречит закону «О рекламе», признал прокурор Москвы Сергей Куденеев. На прошлой неделе он, как стало известно «Ъ», подписал представление мэру Сергею Собянину об устранении в месячный срок нарушений федерального законодательства.

В этом году Сергей Собянин подписал два постановления правительства Москвы – N233-ПП от 31 мая и N319-ПП от 19 июля, которые внесли очередные поправки в действующие в столице правила установки и эксплуатации наружной рекламы (изначально введены постановлением столичного правительства N908-ПП от 21 ноября 2006 года). В соответствии с этими документами сначала в столице была запрещена реклама на строительных сетках, заборах и фасадах домов, затем – на транспарантах-перетяжках.

Упомянутое постановление N908-ПП в его последней редакции содержит нормы, которые противоречат федеральному закону N38-ФЗ «О рекламе» и являются коррупциогенными факторами, говорится в представлении об устранении нарушений федерального законодательства, направленном 16 сентября прокурором Москвы Сергеем Куденеевым господину Собянину (копия имеется в распоряжении «Ъ»). В статье 19 закона «О рекламе», напоминает господин Куденеев, перечислены возможные типы рекламных конструкций, в том числе монтируемые и располагаемые на внешних стенах зданий и сооружений, а также строительные сетки и перетяжки. В Москве в соответствии с отраслевым законодательством установка этих и любых других конструкций возможна при наличии разрешения, которое выдает столичный департамент СМИ и рекламы. При этом часть 15 статьи 19 федерального закона четко оговаривает основания, по которым владельцу конструкции может быть отказано в выдаче разрешения – например, при нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки.

Но в действующей сейчас редакции столичных правил «в нарушение предоставленной компетенции» введен полный запрет на сетки, перетяжки и рекламу на заборах и фасадах зданий, констатирует столичный прокурор. По его мнению, реализация непредусмотренных рекламным законодательством запретов может оказаться в зависимости от «незаконного вознаграждения». Господин Куденеев предлагает Сергею Собянину рассмотреть данное представление и в течение месяца принять конкретные меры «по устранению допущенных нарушений закона». Статья 24 закона «О прокуратуре РФ» гласит, что представления должностным лицам подлежат «безотлагательному рассмотрению». Умышленное невыполнение требований прокурора грозит должностному лицу штрафом в 2–3 тыс. руб., уточняет статья 17.7 КоАП РФ.

В пресс-службе московской прокуратуры не прокомментировали подписанное Сергеем Куденеевым представление. Руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников заявил «Ъ», что официально ни в мэрию, ни в его ведомство никаких документов из прокуратуры не поступало, поэтому «комментировать пока нечего». Также ответили и пресс-службе Сергея Собянина. Представление должно поступить в мэрию как раз сегодня, уверяют несколько собеседников «Ъ» на рекламном рынке. По их словам, с запросом в прокуратуру Москвы обратилась одна общественная организация. Ее имя они пока не раскрывают.

Введенные запреты могут сократить объем столичного рынка наружной рекламы почти на 29%. По итогам 2010 года владельцы перетяжек заработали, по оценке исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», около 1,9 млрд руб., что равняется около 11% всех затрат на наружную рекламу в столицу. Крупнейшим игроком в этом сегменте является группа News Outdoor: на июль 2011 года входящим в группу компаниям «Мосгорреклама», «Столица-М», «Единый город-1» и др., по данным реестра выданных разрешений, принадлежали 1034 перетяжки из почти 2 тыс. развешанных по городу. Вторым по значимости из попавших под запрет сегментов являются конструкции на стенах домов. «ЭСПАР-Аналитик» оценивает его долю в 6,9% (выручка владельцев этих конструкций в 2010 году – около 1,14 млрд руб. в 2010 году). По количеству рекламных поверхностей тут лидируют News Outdoor (142 из всего 575), группа Gallery (58) и «Вера-Олимп» (49). Строительные сетки занимают, по версии «ЭСПАР-Аналитик», 6,2% (более 1 млрд руб.). Как правило, на сетках их владелец не указывался, и значительная часть таких сеток висела в городе незаконно. Наконец, реклама на заборах занимала 4,7% (около 778 млн руб. в 2010 году). Наибольшим количеством поверхностей, по данным «ЭСПАР-Аналитик», на временных ограждениях располагали компании «Царь-Колокол» (642 из почти 1,9 тыс.) и «City Реклама» (312).

Столичная прокуратура – не единственное ведомство, в которое обратились владельцы «опальных» рекламоносителей. Так, еще 16 августа в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступило заявление от четырех владельцев транспарантов-перетяжек («Домино-С», «Мульмедийные рекламные технологии», «Юсти-Класс» и «Магистраль-Сити»). Они также настаивают, что запрет на перетяжки в Москве противоречит закону «О рекламе». Это заявление сейчас изучается, пока решения о возбуждение дела об административном нарушении не принято, сообщила замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина.

Источник: Сергей Соболев, «Коммерсантъ»

Возврат к списку