Мэрия Самары предпринимает очередную жесткую попытку навести порядок на рынке наружной рекламы. На 26 сентября назначен аукцион по выбору подрядчика, который демонтирует незаконно установленные рекламные конструкции в Самаре. По мнению участников рынка, снос, который задумали власти, в масштабах города не так уж значителен. Однако мэрия делает только первый шаг в сторону цивилизованного рынка.
Снесут почти за 4 миллиона
Администрация Дмитрия Азарова пытается упорядочить рынок наружной рекламы уже не первый месяц. Но если до сих пор действия властей носили точечный характер – по решению судов в разных районах города сносились отдельные незаконные конструкции, а их владельцы приговаривались к штрафам, – то сейчас работы приобретают более серьезный масштаб.
На этой неделе департамент строительства и архитектуры (ДСА) объявил о проведении аукциона, в ходе которого будет определен подрядчик, который за счет средств бюджета избавит город от незаконных рекламных конструкций. Речь идет о 156 баннерах формата 6х3 м, 300 афишных досках и девять рекламных конструкциях, совмещенных с остановочными павильонами. Начальная стоимость работ составляет 3,8 млн рублей. Их необходимо завершить за достаточно короткий срок – до 15 ноября.
В ДСА также пояснили, что демонтированы будут те конструкции, которые установлены самовольно, с нарушениями технических требований, представляют опасность при эксплуатации, а также имеют «крайне неприглядный внешний вид». Их владельцами являются как физические, так и юридические лица.
В департаменте подчеркнули, что работа по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций является лишь началом действий администрации по наведению порядка в сфере наружной рекламы. И в бюджете Самары на 2012 год планируется предусмотреть средства на продолжение работ в этом направлении.
По мнению депутата Самарской городской думы Сергей Арсентьева, шаг, предпринятый мэрией, давно назрел: «Рекламный рынок города станет более упорядоченным и цивилизованным. Соответственно, возрастет и доходная часть городского бюджета». С ним соглашается и генеральный директор РА «Абсолют» Михаил Расторгин. «Этот шаг со стороны администрации очень своевременный, – говорит эксперт. – Незаконно установленные щиты ломают рынок. Если же билборды работают официально, то с них отчисляются платежи в городской бюджет, соответственно, цена размещения на таком щите выше, чем на незаконном. Это вынуждает даже серьезные компании прибегать к услугам горе-рекламщиков, которые используют «серые» схемы».
Демонтировать без суда
Отметим, что возможность снести рекламные конструкции, не дожидаясь решения суда, у органов местного управления появилась совсем недавно. Дело в том, что в силу вступили соответствующие нормы федерального законодательства. Их инициировал президиум высшего Арбитражного суда, который в ноябре 2010 г. внес поправки к ст. 19 закона «О рекламе». Согласно им, орган местного самоуправления имеет право выдавать предписания на демонтаж незаконно установленной конструкции без судебного решения.
К примеру, мэр Москвы Сергей Собянин, который убрал практически всю рекламу в центре города, как раз воспользовался этими нормами. Столичный градоначальник посчитал, что огромные баннеры и перетяжки портят облик города, и начал приводить лицо Москвы в цивилизованный вид. «К счастью для Дмитрия Азарова, у него появилась возможность досудебного демонтажа незаконных рекламных конструкций, так что решение этой проблемы существенно облегчилось. В бытность моей работы в городской администрации мы этой возможности были лишены», – подчеркивает Сергей Арсентьев.
Правда, в Москве после столь решительных действий Собянина многие рекламщики обратились в суд, чтобы оспорить демонтаж конструкций. Но спикер Самарской городской думы Александр Фетисов считает, что в Самаре такая ситуация в принципе невозможна, поскольку «в Москве большинство рекламных конструкций имели хоть какую-то разрешительную документацию, а в Самаре у компаний таких документов нет».
Как в столице
По мнению экспертов, на рекламном рынке Самары давно пора навести порядок. «Из провинциальной ярмарки Самара должна превратится в цивилизованный город, – считает Михаил Расторгин. – К тому же, если устранить незаконные конструкции, рынок сразу пойдет вверх, соответственно, возрастут и платежи в городской бюджет». По мнению эксперта, Дмитрий Азаров вполне сможет повторить опыт мэра Москвы: «У него для этого есть и юридический, и административный ресурс, было бы желание».
А вот президент Фонда социальных исследований Владимир Звоновский полагает, что сравнение с Москвой не вполне уместно: «Не думаю, что между действиями Дмитрия Азарова и Сергея Собянина уместно проводить аналогию. В Самаре и Москве разная архитектура. И если в столице убраны в основном перетяжки и реклама на фасадах зданий, то у нас – что в центре города, что в других районах – преимущественно распространены билборды», – поясняет социолог.