Наружную рекламу растянут на год
19 Июля 2011

Наружную рекламу растянут на год

Столичное правительство готовит свои поправки к закону «О рекламе», которые позволят отсрочить передел рынка наружки. Чиновники выступают за пролонгацию действующих договоров с операторами на аренду рекламных мест минимум на год без торгов. Большинство договоров истечет в 2012 г. — после этого почти 70% всех конструкций могли бы сменить владельцев.

По закону «О рекламе» с июля 2008 г. места под рекламные конструкции могут распределяться исключительно по результатам конкурсов или аукционов. Подавляющее большинство действующих сейчас договоров истекает уже в следующем году, в результате по всей стране должны будут пройти массовые торги. Например, в отдельно взятой Москве, на которую, по оценке исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», приходится половина всех затрат на наружную рекламу в России, в 2012 г. необходимо будет провести торги на 68% из более 22 тыс. установленных рекламоносителей.

Операторы наружки'неоднократно заявляли о необходимости пролонгировать действующие договоры, чтобы, по их мнению, «не допустить хаоса». За последние годы в Госдуму было внесено несколько законопроектов на эту тему, но ни один из них пока не дошел до первого чтения. В последних законодательных инициативах предлагается такой подход: устанавливать рекламные конструкции на территории муниципалитета или городского округа можно лишь в соответствии со специальной схемой их размещения. При этом для малых и средних предприятий выделяются квоты.

Например, законопроект, который в мае внесли депутаты во главе с Владиславом Резником (потом отказались от своего авторства, и сейчас документ подписан уже Иосифом Кобзоном и Владимиром Комоедовым), отводит малым и средним предприятиями не менее 60% всех конструкций на уровне муниципалитета. Альтернативный законопроект депутатов Владимира Головнева, Ильдара Гималетдинова, Хафиза Салихова и Ирека Богуславского — только 10-20%.

На начало года, по данным компании «ЭСПАР-Аналитик», в 50 крупнейших городах России насчитывалось 194 тыс. рекламных поверхностей (без учета транспарант-перетяжек, малых форматов и конструкций в метрополитенах) общей площадью более 3,3 млн кв. м, принадлежащих примерно 950 операторам. Общие расходы на наружную рекламу в 2010 г. достигли 32,2 млрд руб. с НДС.

«Команда Собянина с самого начала объявила о том, что количество рекламных площадей в центре будет ограничено. И в принципе рынок уже начал готовиться к этому процессу», — заявлял в мае 2011 г. Дмитрий Абзалов, эксперт Центра политической конъюнктуры, на радио «Коммерсантъ FM».

Московские власти также готовят свои поправки к закону «О рекламе», заявил вчера на встрече с операторами наружки руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников. По его мнению, действующие сейчас договоры можно пролонгировать, причем на какой срок, должен решать каждый субъект РФ самостоятельно. В Москве массовые торги целесообразно отложить до 2013 г., именно к этому времени будет готова схема размещения рекламоносителей, пояснил Черников. Оптимальная квота для малых и средних предприятий в столице — 20%, считают в департаменте. Кроме того, столичные чиновники поставили под сомнение и записанную в законе продолжительность срока действия договоров с владельцами рекламоносителей — строго пять лет. Этот вопрос должен решать каждый субъект РФ, полагают столичные чиновники.

Департамент уже обсудил свои инициативы с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), курирующей рекламное законодательство, и в целом они были одобрены, уточнил Владимир Черников. Такие встречи действительно прошли, подтвердила заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции центрального аппарата ФАС Татьяна Никитина. Но, отмечает она, свое официальное мнение служба сформирует, только когда ознакомится с текстом предложенных поправок.

У операторов появился влиятельный единомышленник в лице столичного правительства, признает гендиректор компании «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин. Сами операторы, безусловно, поддерживают позицию столичного департамента, говорит председатель Московской рекламной гильдии Ирина Матысяк. Но, по ее мнению, чтобы к будущим торгам потом не возникло претензий, столичным властям надо в первую очередь разработать систему территориального планирования наружной рекламы, которая стала бы неотъемлемой частью до сих пор не принятых в Москве правил застройки.

Источник: Сергей Соболев, «Коммерсантъ»

Возврат к списку