«Скидки!», «Распродажа!», «Уникальное предложение!», «Только одно выступление!» - от обилия рекламы на улицах любого российского города, порой, просто рябит в глазах. Сегодня, согласно федеральному законодательству, муниципалитеты взялись наводить порядок в сфере рекламы. Как по мановению волшебной палочки исчезают растяжки, баннеры и прочие рекламные плакаты и транспаранты. Города становятся опрятнее, технологии – современнее, пишет «Комсомольская правда». Что ж, представим на минуту, что с улиц уже исчезла реклама - теперь мы можем прогуляться, насладившись архитектурой и, попутно, поразмышляв: а какие, собственно, плюсы и минусы принес нам сей свершившийся факт?
Особенности городского пейзажа
Наконец, можно рассмотреть город, ни на что не отвлекаясь! Почувствовать его гармонию, обратить внимание на приятные архитектурные детали… Кстати, это и явилось одним из важных аргументов для федеральных законодателей, разрабатывающих в 2013 году документ с нормами и требованиями. Создание же конкретной схемы размещения рекламных конструкций было передано на местные уровни, чтобы обеспечить соблюдение внешнего архитектурного облика каждого конкретного города.
Но, к сожалению, гармоничный образ вполне могут и разрушить здания, до которых еще не дошла очередь капитального ремонта. А, как рассказали нам в одной из управляющих компаний Белгорода, рекламный баннер очень даже удачно скрывает дефекты краски или появившиеся трещины. И позволяет решить немало проблем, которые финансово непосильны для жильцов и РЭУ.
«Наш дом далеко не новый, – рассказывает Михаил Носов, старший по дому, расположенному на Белгородском проспекте. – А за то, что мы предоставили место под баннер, в течение года нам поступают платежи за аренду. Это - дополнительные средства на благоустройство дома и дворовой территории. Важно, что решение это – общее. Проводилось заседание Совета дома, собрание жильцов. Так же сообща мы и распоряжаемся полученным доходом. Сейчас, в частности, мы собираем эти деньги, чтобы установить детскую горку и песочницу».
Как рассказывают коммунальщики, данный пример – далеко не единственный. Жители дома на проспекте Славы, за вырученные деньги поставили в подъездах пластиковые окна и домофоны. А в многоквартирном доме на улице Победы – решили проблемы с пришедшими в негодность перекрытиями технических этажей. Тариф на содержание и ремонт жилья, установленный властями, настолько мал, говорят в управляющих компаниях, что приходится собирать деньги с собственников квартир. А все мы прекрасно знаем, как не хочется скидываться на общедомовые нужды…
Жители таких домов уверены: отменять рекламу нельзя. Достаточно ее просто привести в порядок и органично вписать в окружающий городской пейзаж.
Почем рыбка?
Разве может прогулка по городу обойтись без хотя бы минимальных покупок? Сегодня информацию о товарах и скидках можно увидеть на каждом шагу. Но мы ведь с вами представили, что все это исчезло…
В большинстве случаев представителям малого бизнеса дорогостоящие рекламные кампании не по карману. Заглядывать же во все магазины подряд нам как-то не с руки… В итоге мы остаемся один на один с неудовлетворенным спросом, а производитель – с предложением, но без прибыли. Не самая приятная ситуация, когда по стране шагает кризис и повсеместно пропагандируется идея импортозамещения.
«Сегодня представители бизнеса ищут более дешевые способы продвигать свои товары и услуги, - констатирует Борис Милокум, председатель комитета Белгородской торгово-промышленной палаты по рекламе и СМИ. – Поэтому все больше появляется баннеров на крылечках магазинов, листовок, растяжек на заборах и ярких плакатов в окнах. Конечно, это не добавляет красоты городу, но является вполне закономерной тенденцией последних месяцев. Активность на рынке рекламы значительно снизилась, бюджеты компаний сокращаются – с конца 2014 - начала 2015 года спад рекламных активностей в разных регионах нашей страны составил от 10 до 20 %».
Усугубляет ситуацию, по мнению нашего собеседника, и повсеместный демонтаж морально устаревших рекламных щитов размером 3х6 м. Согласно концепции, предлагается переход на более современные, красивые конструкции – каждый регион выбирает для себя подходящий вариант. Цели более чем благие и правильные. Но проблема по всей стране одинакова: количество рекламных площадей значительно сокращается, а нововведения становятся не по карману не только рекламодателям, но и агентствам.
Конструкции нового формата сложны в эксплуатации и дороги в обслуживании. Секрет прост: все эти светящиеся и двигающиеся элементы, в большинстве своем, иностранного производства и расходные материалы к ним также производятся только за рубежом. Достаточно вспомнить курс валют, и любому специалисту в области рекламы становится понятно: размещение на данной площади клиент не потянет, окупаемость конструкции растянется лет на 5-7, и, следовательно, доходы будут сведены к нулю.
И как тут усомниться, что реклама является двигателем прогресса? Продвигать себя такими средствами по силам, разве что, крупным сетевым брендам, работающим в масштабе всей страны. У среднего же и малого бизнеса, работающего в одном-двух регионах, от прайса на данные услуги настроение портится безвозвратно…
Нехитрая арифметика
«По сути, в упадок приходит и достаточно большой пласт рекламного бизнеса, - продолжают пояснять представители одного из белгородских рекламных агентств. – Средняя стоимость новой конструкции равна 500 тысячам рублей. Власти нам предлагают заменить около 50 штук, что обойдется в 25 миллионов. Для справки, эта цифра у большинства представителей отрасли составляет размер всего годового оборота. Где взять такие деньги? Брать кредит? Равносильно самоубийству: отдавать нечем, ведь клиентов и, соответственно, доходов нет…»
Белгородские агентства единогласно заявляют и о еще одной проблеме: начался массовый отток кадров, вынужденные сокращения. Заказов нет, нет и заработной платы. Кстати, рекламные баннеры представляли вполне себе достойный заработок со средним показателем в 25 тысяч рублей в месяц.
Еще к вопросу о борьбе с безработицей в период напряженной экономической ситуации. По рассказам специалистов, в одном агентстве процессом подготовки и изготовления рекламных материалов занимается минимум 3-4 человека. Бригада из еще трех человек обслуживает в среднем 50 рекламных щитов: ежедневно следя за состоянием полотна, меняя лампы, очищая прилегающую территорию и прочее. Если посмотреть, сколько подобных рекламных площадей исчезло с улиц, нетрудно подсчитать и сколько людей осталось без работы. Отсюда же логично вырисовывается закрытие предприятий и снижение налоговых отчислений на общее благо региона.
Рекламщики уверены: впору бить тревогу не только их коллегам, но и тем, кто напрямую зависит от наполняемости бюджета – ведь именно он несет груз решения социальных вопросов населения.
В свои ворота
Неожиданным ударом по общественно-важному делу пропаганды спорта обернулась и нашумевшая история с исчезновением афиш с забора белгородского стадиона. Ограждение, будучи собственностью рекламного агентства, было демонтировано вместе с баннерами согласно предписанию городских властей. В итоге белгородскому футбольному клубу грозит серьезная опасность остаться за пределами отечественной футбольной лиги.
«Наш стадион всегда славился своими высокими стандартами оснащения, - рассказывает Александр Кокорев, генеральный директор ФК «Энергомаш». – Белгород не единожды принимал игры самого высокого уровня. Теперь же мы оказались в очень неприятной ситуации: отсутствие забора ставит под угрозу не только безопасность спортсменов, зрителей и даже проезжающих мимо автомобилистов, но и профессиональную аттестацию клуба. С таким нарушением, как отсутствие ограждения, на лицензировании стадиона можно ставить крест, следовательно, и дальнейшая аттестация не состоится. Эти важные для клуба мероприятия запланированы в столице уже в апреле, а мы до сих пор в неведении – восстановят к этому сроку городские власти забор стадиона или нет? Дело в том, что земля не является собственностью клуба, а принадлежит городу – поэтому самостоятельно мы никак не можем исправить ситуацию. Остается только надеяться…
Надежда не покидает и представителей бизнеса. Они признаются, что поддерживают инициативу областных властей по наведению порядка и красоты в регионе. А еще – верят, что муниципальное руководство решит не запретить рекламу, а все-таки найдет альтернативное решение, которое устроит всех: и рекламные агентства, и их клиентов, и нас, рядовых потребителей товаров и услуг…
В тему
На сайте КП был размещен опрос читателей на тему «Какой вид рекламы Вы считаете наиболее навязчивым?». На момент подготовки материала в печать ответ на этот вопрос дали около двухсот белгородцев. В итоге 69% читателей на первое место поставили рекламу на телевидении; второе место и около18% голосов получили листовки в почтовых ящиках; тройку лидеров замыкают ролики на радио – 6% опрошенных. Рекламу в лифтах и на подъездах навязчивой считают 4% читателей. Наружная же реклама, на удивление, и вовсе оказалась аутсайдером опроса – чуть более 3% голосов.