Рекламу в Омске поставят на паузу
1 декабря 2014

Рекламу в Омске поставят на паузу

Предприниматели опасаются ликвидации рынка наружной рекламы в Омске после утверждения новых схем размещения конструкций. По их прогнозам, в городе может остаться не больше 5-7% рекламы. Это способно похоронить рынок объемом 500 млн руб., пишет «Деловой Омск».

Омская мэрия представила несколько новых схем размещения рекламы в Омске. На улице Интернациональной уберут практически всю наружку, поскольку конструкции не соответствуют требованиям ГОСТа. Такая же ситуация складывается на всех центральных улицах. Игроки рекламного рынка в замешательстве.

Бизнес не хочет ликвидации

Опасения предпринимателей выразил 20 ноября председатель комитета по рекламе при Омской торгово-промышленной палате Александр Бачинский на заседании комиссии в региональном министерстве имущественных отношений.

«Идет ликвидация рынка наружной рекламы в Омске, поскольку в новой схеме останется лишь 5-7% от существующего объема рекламных конструкций, – заявил Бачинский, который является также членом совета директоров рекламной компании «СТА». – Это повлечет за собой потери поступлений в бюджет от рекламной деятельности».

Речь идет о схеме размещения рекламных конструкций, которую в соответствии с ГОСТом разрабатывает горадминистрация. Проблема в том, что его требованиям не отвечают более 90% рекламных конструкций в России.

Разработанный в ГИБДД стандарт «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» был принят в 2003 г., однако до сих пор носил только рекомендательный характер. Например, он запрещает размещение рекламы над проезжей частью и обочинами дорог. Согласно документу, рекламные конструкции нельзя располагать на мостах, ближе 50 м от перекрестков и пешеходных переходов, ближе 25 м от остановок и т. д.

Не вписались в центр

В основном в стандарт ГИБДД не вписываются рекламные конструкции на центральных улицах. Например, на Интернациональной, схему по которой представила на последнем заседании комиссии начальник управления дизайна городской среды и рекламы департамента имущественных отношений Омска Елена Карпова.

По ее словам, сейчас на этой улице установлены 25 рекламных конструкций, которые приносят в бюджет 77,3 тыс. руб. в месяц. В новой схеме оставляют всего 5. При этом договоры на новые места мэрия заключать не будет, поскольку под рекламу предложены не земельные участки, а пешеходные переходы, которые муниципалитету не принадлежат. Бюджет получит лишь однократную прибыль от реализации права размещения на торгах – минимум 40 тыс. руб.

Еще несколько центральных схем отправили на доработку – по проспекту Маркса и улицам Ленина, Красный Путь, Гагарина, поскольку ГИБДД забраковала многие из предложенных мэрией мест под рекламу. На улице Ленина, к примеру, под снос пойдут даже тумбы с афишами возле драмтеатра – ГИБДД считает, что они мешают пешеходам.

Члены комиссии и сами были шокированы тем, что старейший омский театр останется без рекламы. Впрочем, если для них все же удастся найти место, то их выставят на аукцион в общем порядке, и не исключено, что победителем окажется совсем другая организация. Сейчас же, как выяснилось на заседании, за аренду земельного участка, где стоят тумбы, Омская драма не платит.

Еще несколько рекламных щитов, которые не соответствуют требованиям, можно передвинуть, но тогда они окажутся в зеленой зоне, их попросту не будет видно, и рекламодателям они будут не нужны.

Но главным препятствием для согласования схемы по улице Ленина может стать обещанная «Газпромом» реконструкция. И первый замминистра имущественных отношений Аркадий Соловьев посоветовал мэрии вообще не трогать эту улицу до разработки проекта.

«Город в первую очередь должен был увязать схему размещения рекламных конструкций с предстоящей реконструкцией улицы Ленина. В противном случае в январе вы проведете торги, и у вас появится рекламная компания, которая будет эксплуатировать конструкции. А вслед за этим пойдут строители», – пояснил Соловьев.

Все отдаленные от центра улицы получили добро почти без замечаний. И на некоторых рекламы станет даже больше, чем прежде. На улице Завертяева вместо 38 конструкций установят 40. На улице Сухой Пролет количество щитов увеличится с 14 до 21. На Красноярском тракте будет небольшое сокращение – с 22 до 18 конструкций. А на трассе от Омска до Красноярки расставят рекламу через каждые 100 метров.

Торги – на паузу

Федеральный закон «О рекламе» предусматривал разработку документов до 1 января 2014 года, но мэрия занялась этим лишь в этом году. Аукционы же горадминистрация не проводила уже полтора года, поскольку закон запрещает делать это без утвержденных схем.

С начала этого года городским властям удалось согласовать всего восемь схем: по улицам Суворова, Транссибирская, 60 лет Победы, Думская, Партизанская – Щербанева – Бударина, 3-я Молодежная, по объездной дороге у «Торгового города» и участку по улице 10 лет Октября. На заседании 20 ноября утвердили еще 6 схем. Хотя летом директор департамента имущества Сергей Хорошилов обещал, что к ноябрю будут готовы схемы по 40 основным улицам.

Александр Бачинский попросил мэрию не проводить торги, пока не будут готовы схемы размещения рекламных конструкций для всего города.

«Объявлять первые торги можно, когда схемы разработаны для всех улиц, как это сделано в других городах. Сейчас невозможно спрогнозировать, сколько в Омске останется рекламных конструкций. Говоря образно, мэрия должна торговать автомобилями, но пока предлагает только колеса. А будут ли остальные части и сколько – неизвестно. Первые торги пройдут – а что потом? Чтобы агентство могло работать, ему нужно 200-300 конструкций, и не в одном месте, а разбросанных по городу. Сейчас же общей картины не видно», – объяснил свою позицию Бачинский.

Однако, как сообщила Елена Карпова, первые аукционы уже назначены на 10 и 16 декабря. Документация со всеми условиями выложена на страничке депимущества на официальном сайте мэрии. Всего выставлено 44 лота: по улицам Суворова, Транссибирская, Думская и т. д. Когда будет готова общая схема по всему городу, чиновники не сообщают.

Незаконные штендеры

По данным депимущества, в Омске насчитывается около 4 тыс. рекламных конструкций, около 40% рынка наружной рекламы контролируют ЗАО «Компания СТА», ООО «Рекламные технологии» (ТМ «Дизайнмастер») и ООО «Компаньон-РФ». Всего же организаций, владеющих собственными рекламными конструкциями, около сотни. Мониторинговая компания «ЭСПАР-Аналитик» оценивает объем омского рынка наружной рекламы в 515,3 млн рублей (по итогам 2012 года). В среднем этот бизнес приносит в бюджет Омска 90-100 млн руб. в год.

Участники рынка считают, что строгое следование ГОСТу полностью разрушит рынок. Александр Бачинский высказал еще несколько предложений, которые, по его мнению, позволят сохранить бизнес и уменьшить потери для бюджета. Он призвал оставить прежнее количество рекламных конструкций за счет второстепенных улиц. Если из центра уберут большую часть рекламы, то ее можно «хоть как-то компенсировать на других улицах».

Он обратил также внимание властей на самовольно установленные на улицах города конструкции. По его подсчетам, таких в Омске порядка 40%.

«Сейчас на территории Омска около 15 тыс. штендеров (раскладных переносных стоек для рекламы), и все они установлены самовольно. От незаконных конструкций город вообще ничего не получает, и страдает законный бизнес», — отметил представитель ТПП.

Кроме того, он предложил увеличить срок аренды для размещения рекламных конструкций с 7 до 10 лет. Федеральный закон позволяет это сделать.

На ГОСТ пожаловались

Самая скандальная ситуация с наружной рекламой сложилась, пожалуй, в Санкт-Петербурге. Как сообщает «Деловой Петербург», количество рекламных мест в городе сократили в 18 раз. Чтобы схема размещения рекламных конструкций полностью соответствовала требованиям ГОСТа, из 9,6 тыс. мест оставили лишь 532.

Питерские компании уже начали оспаривать в судах ГОСТ, который лег в ее основу. Рекламщики направили заявление в ФАС, пытаясь обжаловать действия правительства РФ, предписывающие регионам руководствоваться принципами ГОСТа.

Параллельно с этим подано несколько исков в Верховный суд РФ по отмене как отдельных положений злополучного ГОСТа, так и документа в целом. Первое заседание назначено на 12 января 2015 г.


Источник: Светлана Бронникова, «Деловой Омск»

Возврат к списку