На рынке наружной рекламы вновь разгораются страсти. После двух лет системной работы по демонтажу незаконно установленных щитов в Самаре, наведение порядка началось и в других муниципалитетах. Областное министерство имущества намерено инициировать аналогичную кампанию в Тольятти и ряде муниципальных районов. Однако «нелегалы», пытаясь сохранить свой незаконный бизнес, просто переносят «серые» конструкции из одного муниципалитета в другой. Разрешить ситуацию могут поправки в закон «О рекламе», которые предлагают внести областные депутаты. Если их идею поддержат, то рынок наружной рекламы полностью будет очищен от незаконной наружки, пишет «Волжская коммуна».
Самара впереди
В Самаре активный снос незаконных щитов начался после утверждения схемы расположения рекламных конструкций в черте городского округа. По данным мэрии, только за 2014 год в областном центре было снесено почти 1700 нелегальных конструкций различных форм.
А в декабре 2014 года губернская дума приняла закон №134, по которому основные полномочия на рынке наружной рекламы, включая снос «серых» конструкций, перешли к министерству имущественных отношений. И по закону город получил право сносить только те конструкции, которые находятся в муниципальной собственности - и то, лишь получив соответствующее предписание министерства.
В результате демонтаж теневой «наружки» был приостановлен на несколько месяцев. Тогда же в Самаре разразился рекламный скандал: ряд легальных участников рынка обратились к депутату Госдумы А.Е. Хинштейну, заявив, что некое ООО «Реал Сити» размещает по городу сотни «серых» щитов. По их словам, компания просто переносила щиты с места на место, а сотрудники мэрии продолжали осваивать средства, выделяемые на демонтаж. После длительного разбирательства на участников этой схемы завели ряд уголовных дел.
Сейчас рекламные нелегалы практически лишены своих незаконных активов. Как сообщили в департаменте благоустройства Самары, с начала этого года демонтировано около 600 рекламных конструкций. Из них порядка 370 - щиты формата 3х6 метров. До конца года чиновникам осталось демонтировать всего 26 конструкций – это билборды, которые расположены на муниципальных землях. Всего же, по оценкам экспертов, в Самаре находится порядка 150 нелегальных щитов формата 3х6. Как правило, это конструкции, стоящие на частных территориях или на территориях с неразграниченной собственностью.
«Передвижники» мигрируют
Чтобы выжить в жесткой зачистке, теневики переустанавливают рекламные конструкции в соседние с областной столицей муниципалитеты. В сентябре билборды стали массово-стихийно возникать в Красноярском и Волжском районах. Конструкции появляются вдоль транзитных магистралей, поэтому пользуются спросом у рекламодателей. Власти этих районов ситуацию не комментируют, ссылаясь на то, что полномочия по мониторингу и демонтажу незаконных щитов находятся у Минимущества.
В региональном министерстве имущественных отношений об этой ситуации знают: «В настоящий момент на территории указанных районов выявлено 257 нелегальных конструкций, часть из которых действительно появилась недавно, - пояснил представитель организационного департамента Минимущества региона В.А. Карязин. - Мы заключили договор на снос 100 щитов в Волжском районе. Работы уже начались».
Кто является владельцем «серых» конструкций, точно неизвестно. Источники в администрации Самары приписывают их небезызвестному «Реал Сити». Корреспондент «ВК» побывала в Волжском районе и своими глазами увидела более 40 щитов вдоль дороги Самара-Бугуруслан в районе поселка Стройкерамика.
Некоторые конструкции содержат логотип в виде маленького красного солнышка и телефон, который, судя по открытым источникам, действительно принадлежит «Реал Сити». «ВК» позвонила в компанию, и на просьбу оформить заявку на размещение рекламы на баннере менеджер «Реал Сити» выслал адресный план территории. В этом плане - 41 щит, и как раз в поселке Стройкерамика Волжского района. Стоимость размещения на одной рекламной стороне составляет 17 тыс. рублей в месяц, что на 30% ниже цены за сторону в Самаре.
Источник, близкий к «Реал Сити» и пожелавший остаться неназванным, заявил «ВК», что никаких действий по передислокации щитов компания не предпринимала. «У компании действительно есть щиты в Волжском районе, но они находятся там уже 5-6 лет, при этом на каждую конструкцию в свое время выдавались документы», - заявил собеседник издания.
Интересно, что помимо «Реал Сити» на щитах значится телефон ООО «Рекламные технологии». После телефонного звонка выяснилось, что по указанному номеру располагается ООО «Дизайн-Мастер». На самарском рынке компания известна как представитель новосибирской компании «ДМ-Волга», выигравшей на торгах в Самаре несколько десятков щитов. Сотрудники компании сообщили, что к билбордам в Волжском районе не имеют никакого отношения. Почему на указанных конструкциях размещен телефон компании, они объяснить не смогли.
Порядок наведут и в Автограде
В городах области - иная ситуация. В отличие от Самары, в 2015 году здесь не было массового демонтажа незаконных щитов. К примеру, в Отрадном их демонтировали сами собственники. А в Сызрани на снос просто не хватило бюджетных средств.
Самым «запущенным» в этом смысле остается Тольятти: по данным Минимущества, здесь сосредоточено около 600 нелегальных конструкций. Их снос начался в середине октября. Буквально за несколько дней подрядчик убрал с улиц города 100 конструкций. По словам В.А. Карязина, до конца года планируется демонтировать еще порядка 100 щитов формата 3х6. Но и здесь напуганные сносом «нелегалы» вновь мигрировали к соседям.
«Пока снос шел ни шатко, ни валко, приграничные территории жили спокойно. Теперь, когда Минимущество начало вести активную работу, нарушители перебрались в Ставропольской район. Щиты там стоят буквально у каждой магистрали, - сообщил депутат губдумы В.И. Дуцев.
В Минимуществе отвечают: «Мы уже проводим мониторинг данной территории. После того, как эта работа будет закончена, приступим к демонтажу».
Доберутся до рекламодателя
Бороться с засильем «серых» щитов власти намерены и на законодательном уровне. На прошлой неделе депутаты губернской думы представили проект поправок в ФЗ «О рекламе». Они хотят призвать к ответу за нелегальную «наружку» не только хозяина рекламной конструкции, но и самого рекламодателя.
«Перед тем, как разместить информацию на щите, заказчик обязан спросить, есть ли разрешение у владельца баннера на установку того или иного щита. И если оно не предоставляется, то заключать договор с этой компанией будет нельзя», - пояснил суть поправок представитель правового управления губернской думы В.Г. Григорьев. Несоблюдение этого требования позволит привлекать рекламодателя по статье 14.3 КОАП РФ, которая предусматривает штрафы для физлиц - от 2 до 2,5 тыс. рублей, а для компаний и организаций - от 100 до 500 тыс. рублей.
Депутаты инициативу поддержали. «Сейчас поймать собственника нелегального щита довольно сложно. При любой опасности сноса он передвигает щит в другое место и продолжает получать прибыль. При этом рекламодатель просто показывает договор на размещение и остается чист. А то, что этот договор заключен с фирмой-однодневкой, никого не волнует», - пояснил позицию парламентариев В.И. Дуцев.
Со своими предложениями к законопроекту выступили и представители областного УГИБДД. Замначальника отдела дорожной инспекции А.Н. Кудашев предложил обязать рекламодателей оставлять на каждом баннере свои контакты, чтобы при необходимости иметь дело с конкретным юридическим лицом. Уже на следующей неделе закон будет вынесен на рассмотрение профильного комитета.