Уже на этой неделе у Гостиного двора собираются открыть анонсированную еще в начале года «умную» остановку. Любителей прогресса просят не очень-то радоваться: первая остановка может оказаться последней, пишет «Фонтанка.ру».
О появлении современных остановочных комплексов в Санкт-Петербурге заговорили весной этого года, когда севастопольская компания «Городские инновации» представила на форуме Smart Transport 2016 свой инвестиционный проект: к началу чемпионата мира по футболу-2018 крымчане за свой счет устанавливают в нашем городе 50 остановочных пунктов нового типа, стоимостью более двух миллионов рублей за единицу. Каждый павильон предполагалось оборудовать системой usb-портов для подзарядки, бесплатным wi-fi, камерами наружного наблюдения, электронным информационным табло и терминалом, с помощью которого можно было заплатить за проезд, а также оплатить мобильную связь и т.д. Оправдывать траты инвестор предполагал за счет размещения на остановке наружной рекламы, причем дальнейшее обслуживание павильонов «Городские инновации» брали на себя.
В августе этого года чиновники Центрального района поспешили сообщить об установке транспортного объекта, сопроводив свой релиз отфотошопленной панорамой Невского. Горожане остановки не обнаружили и сильно удивились, в администрации района признались в технической ошибке.
И вот, спустя полгода, мечта почти стала явью: замотанный в оранжевую сетку объект уже несколько дней интригует прохожих. Но не только их. Накануне открытия в соцсетях появилась информация, свидетельствующая: у Гостиного двора, якобы, соорудили не совсем то, что обещали.
Появившаяся на одном из транспортных блогов информация гласила: «Основное новшество – терминал, в котором можно ознакомиться с полным объёмом справочной информации, а также пополнить проездной билет – в окончательном варианте отсутствует… 8 USB-портов расположены на двух вертикальных стойках по 4 шт. Однако один блок размещён над скамьёй, что делает неудобным пользование им стоя; в сидячем же положении подсоединить гаджеты смогут одновременно лишь 2-3 человека. Другой блок размещён на угловой стойке, что также ограничивает пользование им максимум двумя людьми одновременно…. создатели павильона сэкономили на длине скамьи – вероятно, чтобы уложиться в заявленные 2 млн. руб».
«Фонтанка» обратилась за разъяснениями в пресс-службу СПб ГКУ «Организатор перевозок», которая представляет в этом проекте городской комитет по транспорту». Там сообщили, что считают преждевременным разглашать какие-либо подробности и предложили удовлетворить любопытство личной прогулкой к интересующему нас объекту после его открытия. Но то, что инновационная остановка осталась без электронного терминала для оплаты проезда, подтвердили:
- Мы и не заявляли, что на остановке на Невском проспекте он появится. Мы ведем переговоры с различными структурами, которые могли бы предоставить терминал для установки в этот павильон. К сожалению, мы пока не достигли договоренности. Тот терминал, который был установлен в качестве эксперимента на форуме Smart Transport, был громоздким. Мы не хотим, чтобы такой объемный ящик стоял на Невском проспекте. Ищем варианты, чтобы терминал не был большой, но функциональный. Скамейка на остановке стандартной длины. USB-зарядки – что значит «они стали выше или ниже»? Может, какому-нибудь конкретному человеку не очень нравится, но зарядок там стало даже больше, чем в варианте, представленном на Smart Transport. Так что это уже чисто физиологически: кому удобно, кому неудобно.
В разговоре с генеральным директором ООО «Городские инновации» Антоном Червинским, выяснилось, что терминал будет, но потом, и что с размером скамейки все в порядке:
«Наша скамейка не холодная, из натурального дерева, она у нас самая длинная – 4 метра. Терминал на открытии представлен не будет. Это вопрос времени. Сейчас идут переговоры со Сбербанком о внедрении терминальной сети в остановку, чтобы реализовать систему пополнения «Подорожника». Во главе угла – все-таки умная остановка, которая должна своим внешним видом вписаться в архитектуру города. Во-вторых, это безопасность: видеокамеры работают в четырех направлениях и дают общий обзор ситуации и на дороге, и на тротуарной части и дают возможность отслеживать ситуации, когда людей могут обворовать при посадке или высадке.
Usb-зарядки будут представлены в самом что ни на есть лучшем варианте – и с эстетической точки зрения, и с функциональной. Самое приятное – выделенная интернет-линия, сегодня проводятся последние наладочные работы. Будет достаточно сильный вай-фай с достойной скоростью, которая позволит одновременно 100-200 пользователям пользоваться интернетом без каких-либо ощущений дискомфорта. Нам остались последние пуско-наладочные работы, связанные именно с интернет-каналом. Если сегодня вечером мы поймем, что все работает адекватно, то объявим дату открытия. Возможно, на этой неделе».
Антон Червинский уверен в функциональности предлагаемых для Петербурга остановок. По его словам, самый первый остановочный пункт, появившийся в Севастополе на площади Ушакова весной 2015 года, до сих пор выглядит, как новый, и там все работает. Немного подвела кровля: поликарбонат повело от крымской жары, но в Санкт-Петербурге будет применен уже новый, более стойкий материал.
Тем не менее опасность для успешной реализации проекта существует. И она заключена вовсе не в угрозе физического воздействия на «умные» остановки со стороны природы или неблагомысленных прохожих. Антон Червинский продолжает:
– Мы со своей стороны подтверждаем, что технически и финансово готовы установить как минимум 50 остановок к чемпионату мира по футболу – если не будет бюрократически затянут момент получения разрешительных документов со стороны властей города. Комитет по транспорту в лице «Организатора перевозок» прикладывает максимум усилий к тому, чтобы проект реализовался. Но некоторые другие комитеты поддерживают нас не с таким воодушевлением. Могу открыто сказать, что это комитет по печати. У нас экономика связана с рекламоносителями. У них сложилась определенная ситуация, стоят старые остановки. Что-то менять - значит, кого-то убирать, какие-то другие нюансы. Как мне кажется, там не очень-то желают со своей стороны что-то менять и модернизировать. Более скажу: комитет по печати сейчас активно форсирует проведение торгов, в которых они узаконят те остановки, которые сейчас стоят в городе. И, соответственно, узаконят нынешние рекламные площади – новые остановки будет некуда ставить при всем желании. На этом все и закончится. Но мы не сдаемся и верим, что здравый смысл может восторжествовать, что более высокопоставленные чиновники смогут повлиять на ситуацию. Горожанам и власти нужно определиться, нужен ли такой проект в Петербурге, нужна ли модернизация транспортной инфраструктуры хотя бы в основных транспортных узлах, нужно ли освежить лицо города хотя бы в туристической его части.
Председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев уверен – установленный порядок нужно соблюсти:
«Есть прием и порядок любых инициатив, в том числе и касающихся инновационных остановок. Вопрос достаточно простой – необходимо согласовывать внешний вид таких павильонов с комитетом по строительству и архитектуре. Если они согласованы, то в дальнейшем по рекомендации того же КГА и комитета по транспорту мы можем включить эти остановки в адресную программу для расторговывания их в установленном порядке. Это рабочий момент, и, кстати, недавно было совещание в комитете по транспорту и они этот вопрос с коллегами обсуждали, и есть четкое понимание. Все равно есть порядок, который необходимо соблюсти».