ДиМедиа
Смольный режет наружную рекламу. Вместе со своими доходами
23 Октября 2014

Смольный режет наружную рекламу. Вместе со своими доходами

Смольный опубликовал проект новой схемы размещения рекламных конструкций, сокращающий количество наружной рекламы на улицах Петербурга в 18 раз, пишет «Фонтанка.ру». В Центральном районе предлагается оставить только 10 билбордов, афишных тумб и лайтпостеров, на Петроградской стороне – 15. Зачистка улиц обойдется Смольному потерей 2–3 млрд руб. доходов в год и тысячи оставшихся без работы. 1,5 тыс. остановочных павильонов, один из фасадов которых отдан под рекламу, могут быть демонтированы за неделю. Так говорят рекламщики.

Комитет по печати и взаимодействию со СМИ опубликовал проект новой схемы размещения наружной рекламы. Если она будет утверждена, во всем городе останется только 532 конструкции. Из них лишь 180 относятся к форматам, используемым операторами наружной рекламы. Остальное – афишные стенды узкоспециализированного назначения. А по действующей схеме, утвержденной в апреле, в городе предполагалось оставить 9692 конструкции. Сейчас в Петербурге насчитывается около 14 тыс. рекламных носителей. Большинство из них оказались вне закона, поскольку большинство контрактов на установку истекло в 2013 году, и места должны быть выставлены на торги. Новая схема размещения рекламы как раз необходима для объявления торгов.

Согласно новой схеме, в Центральном районе города предполагается оставить всего 10 рекламных конструкций: пять афишных тумб, три билборда и два лайтпостера 1,2х1,8 м. При этом располагаться они должны будут на Синопской и Воскресенской набережных, на Шпалерной, ближе к Смольному, и Суворовском проспекте. На Невском – ни одной рекламной конструкции. А во всем «золотом треугольнике» – только на Инженерной улице.

В Адмиралтейском районе останутся 20 конструкций (больше всего – вокруг ТЮЗа и на Обводном канале), на Петроградской стороне – 15, в основном в районе станции метро «Спортивная». На Васильевском острове – 14. В Колпинском и Курортном районах оставят по одному билборду, в Кронштадте — ни одного. А больше всего – 90 конструкций – предлагается установить в Московском районе.

Для сравнения: схема, принятая в апреле этого года, предусматривала установку в центре 1097 конструкций, на Петроградской стороне – 560, на Васильевском острове – 453. А в Московском районе – 1317 рекламных объектов.

Поводом для пересмотра схемы размещения рекламы стало августовское решение правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, которую возглавляет первый зампред правительства Игорь Шувалов. Руководители регионов должны обеспечить соответствие мест установки рекламных конструкций обязательным требованиям ГОСТов ГИБДД, постановили на совещании. В частности, реклама не может размещаться ближе 25 метров от остановок, закрывать угол обзора водителей на перекрестках и находиться ближе 5 метров от проезжей части. Георгий Полтавченко поручил комитету по печати исполнить протокол этого заседания.ъ

Еще два месяца назад рекламщики жаловались на несправедливость апрельской схемы, сократившей количество конструкций в городе на треть. В августе Смольный объявил торги на установку конструкций на ближайшие 10 лет. Однако компания «Реклама-центр», входящая в холдинг «Адамант», и ООО «Рекламно-производственное предприятие «Нева-спорт» (входит в холдинг «Постер») оспорили торги в ФАС. Теперь все компании получили еще более серьезные проблемы, грозящие полностью прекратить их многолетнюю деятельность.

Смерть отрасли

Новая редакция схемы сокращает количество рекламных конструкций в Петербурге кардинально – в 18 раз. По мнению общественников, это позволит с большим комфортом пешком передвигаться по центру.

«Одно из главных неудобств Невского проспекта – это размещение рекламных конструкций на тротуаре», – говорит основатель «Красивого Петербурга» Красимир Врански. В июне организация провела опрос горожан о достоинствах и недостатках проспекта. Он показал, что более 40% петербуржцев недовольны большим количеством рекламы и недостаточной шириной тротуаров. Кроме того, пилоны и тумбы мешают убирать тротуары механизированным способом.

Утверждение новой схемы фактически приведет к уничтожению рынка наружной рекламы объемом 4,9 млрд руб. (данные «ЭСПАР-аналитик»). Крупнейшие в Петербурге игроки – Russ Outdoor и «Постер» уже направили письма полпреду в Северо-Западном федеральном округе Владимиру Булавину и бизнес-омбудсмену Борису Титову.

Компании, которым принадлежит около 70% рынка, просят ходатайствовать перед председателем правительства Дмитрием Медведевым о пересмотре ГОСТа. А кроме того, либо провести торги в Петербурге по принятой ранее схеме размещения рекламы (включающей 9,7 тыс. конструкций), либо ввести мораторий на период до 6 месяцев с целью сохранения отрасли.

В случае одобрения новой схемы без рекламного ресурса останутся «Газпром», «Сбербанк», «ВТБ», автопроизводители, что приведет к острому ухудшению инвестиционного климата в городе, утверждают авторы письма. Потеряет и город – около 10% рекламных поверхностей занимает социальная реклама. К примеру, в августе, по статистике «ЭСПАР-аналитик», город разместил рекламу примерно на 2 тыс. поверхностей из 23 тыс. существующих.

Ежегодные поступления в бюджет от предприятий, задействованных в изготовлении и распространении рекламы, составляют более 3 млрд рублей. На эти деньги, к примеру, можно было бы построить две школы и детский сад. Только на проведении торгов в форме аукциона на перезаключение договоров с операторами город планировал заработать не менее 15–20 млрд руб., говорится в письме.

Это без косвенных затрат, неизбежных при радикальном сокращении рекламоносителей. В новую схему не вошли остановочные павильоны с рекламой. В Петербурге таких около 1,5 тысячи, оценивает глава петербургского представительства Russ Outdoor Владимир Рябовол. Они принадлежат трем рекламным компаниям – Russ Outdoor, «Волгобалт-медиа» и «Реклама-Центр». При этом минимальная стоимость изготовления одного – от 90 тысяч рублей. Это означает, что закупка новых конструкций обойдется городу, как минимум, в 135 млн руб., без учета установки и обслуживания. В конце концов, никто не может объяснить, как павильон с рекламным боксом, за которым ухаживают рекламщики, мешает безопасности движения, в отличие от такого же, но установленного за счет города и без рекламы.

Кроме того, на снос 12 тысяч рекламных конструкций, договоры на установку которых уже истекли, город намерен направить 30–40 млн рублей в нынешнем году и более 100 в следующем, ранее сообщал и. о. председателя комитета по печати Сергей Серезлеев. Правда, эти средства Смольный рассчитывает впоследствии взыскать с владельцев рекламных конструкций. По оценке участников рынка, цифры явно занижены. А получить деньги за демонтаж с операторов будет не так просто, учитывая финансовое состояние представителей отрасли.

Плюс негативные социальные последствия: резкое сокращение схемы фактически означает уничтожение отрасли из десятка рекламных операторов, а также сопутствующих компаний – рекламных агентств, производств в области металлообработки, светодиодных технологий, полиграфии. В них трудятся не менее 10 тысяч человек, пишут игроки рынка.

Добровольно принудительный ГОСТ

ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах» был принят еще в 2003 году в интересах ГИБДД и без обсуждения с игроками рынка. О том, что его обязательное применение приведет к ликвидации 80–90% рекламных конструкций по всей стране, операторы «наружки» заявили еще тогда. Эти требования фактически неприменимы к городским дорогам. До сих пор применение ГОСТа было рекомендательным. Торги на размещение наружной рекламы, проходившие в том числе в прошлом году в столице, организовывались без учета этого ГОСТа. Петербург – единственный регион России, досконально и в обязательном порядке последовавший нормам, говорят рекламщики.

Нормы ГОСТа должны применяться добровольно. А рекламные конструкции не являются настолько серьезной угрозой для жизни горожан, чтобы демонтировать их подчистую, настаивают участники рынка в письме. Не очень понятно, как угрожает здоровью рекламный плакат на остановке. И почему Смольный не демонтирует светофоры и указатели над проезжей частью КАД, также нарушающие нормы ГОСТа, считают участники рынка. Росстандарт уже не раз высказывался о рекомендательной силе положений ГОСТа, говорят рекламщики.

Рекламщики указывают, что документ не был официально зарегистрирован в Минюсте и опубликован как нормативный акт. Однако разбирательства в судах показывают, что и этот довод не всегда берется в расчет.

Судебная практика по вопросу об обязательности применения ГОСТа неоднозначна. В 2008 г.суд по иску структуры МВД отменил одно из согласований комитета рекламы Москвы и обязал News Outdoor (сейчас Russ Outdoor) демонтировать рекламный щит как нарушающий нормы ГОСТа. В 2009 г. было вынесено аналогичное решение по отношению к московскому ООО «Фирма АНКО». Однако в 2010 г. в аналогичной ситуации московский суд встал на сторону компании Gallary. Проблема заключается в отсутствии технического регламента, который не могут утвердить уже долгое время в соответствии с требованиями ФЗ «О техническом регулировании».

Новая схема размещения рекламы пока еще не утверждена. Комитету по печати еще предстоит обсудить ее с коллегами из других комитетов и представить на рассмотрение губернатору. Георгий Полтавченко вернется из отпуска 27 октября.


Источник: Елена Вавилова, «Фонтанка.ру»

Возврат к списку