В Находке взялись за наведения порядка в сфере наружной рекламы
20 Декабря 2019

В Находке взялись за наведения порядка в сфере наружной рекламы

Закрепление за Владивостоком статуса столицы Дальнего Востока заставляет по-новому взглянуть и на другие крупные города Приморского края. В первую очередь с точки зрения их внешнего вида. И тут на первый план в комплекте с вопросами градостроительства и благоустройства городских территорий выходят вопросы, связанные с наружной рекламой, пишет ИА PrimaMedia.

При грамотной постановке дела наружка может стать элементом, подчеркивающим своеобразие и красоту города, источником дополнительных поступлений в муниципальный бюджет. А вот хаотичная, самовольная, несистемная наружная реклама может создать значительные проблемы: испортить внешний вид проспектов и улиц, стать помехой безопасному дорожному движению, лишить городскую казну законных доходов, дестабилизировать местный рынок рекламных услуг.

Во Владивостоке с недавних пор это понимают. Борьба с незаконно установленными билбордами, суперсайтами и штендерами в столице ДФО ведется не первый год. А как обстоят дела в Находке, имеющей второй по величине рынок наружной рекламы в Приморье, 30% из которой, по оценке специалистов, является незаконной? Чтобы узнать об этом, ИА PrimaMedia обратилось с запросами в администрацию Находкинского городского округа и в Думу города Находки. Корр. агентства пообщался с представителями Ассоциации рекламных компаний города Находки и краевой Ассоциации рекламных компаний «Основа».

Незаконная реклама есть, но…

Юбилеи бывают разные. В этом году, например, исполняется 20 лет наружной рекламе Находки. Именно в 1999 году на улицах города появились первые рекламные щиты. Устанавливались они «под выборы» одним из федеральных операторов. Происходило это без оформления каких-то особых документов, без четкой правовой базы, а иногда – на основании устных договоренностей, вспоминает представитель Ассоциации рекламных компаний города Находки Ольга Ковальчук.

Рынок, разрастаясь, потихоньку стал регулироваться нормами и правилами, которые были приняты на рубеже XX и XXI веков, но со временем утратили свою актуальность: за два десятилетия изменились и потребности рекламодателей, и потребности самого рынка.

Действительно, в определенный период развития города заполнение рекламными конструкциями шло бесконтрольно, подтверждает начальник управления архитектуры, градостроительства и рекламы администрации Находкинского городского округа Виктор Фирсенков. И, несмотря на то, что в последнее десятилетие работа в этой сфере деятельности была систематизирована, и в Находке имеется утвержденная на уровне субъекта федерации и опубликованная на официальном сайте в разделе «Архитектура» схема размещения рекламных конструкций, в настоящее время до 30% рекламных объектов Находки размещено незаконно.

Для оценки текущего состояния специалисты управления архитектуры, градостроительства и рекламы провели мониторинг и анализ рынка наружной рекламы на территории Находкинского городского округа. В результате был сформирован документ, в котором отражена полная картина расположения наружной рекламы в Находке: конструкций, установленных как на законных основаниях, так и незаконно.

До настоящего момента единственным инструментом ликвидации незаконной рекламы оставались предписания собственнику о необходимости демонтажа. Если собственник собирается работать на законных основаниях, он выполняет предписание. Но требования города выполняются, увы, не всегда: есть такие предприниматели, которые предписания о демонтаже игнорируют, а есть и попросту брошенные, бесхозные конструкции, где установить собственника невозможно.   

Такой сценарий регулирует федеральный закон «О рекламе», в соответствии с которым в случае, если предписание не выполнено, муниципалитет обязан демонтировать сооружение за счет городского бюджета с последующим взысканием стоимости своих расходов с нерадивого собственника незаконной рекламной конструкции. Чем, судя по протоколу заседания Совета предпринимателей Находки от 27 ноября 2019 года, администрация города и займется с 1 квартала 2020 года.

Компенсация с нарушителей будет взиматься немаленькая. Считайте сами: она будет складываться из расходов муниципалитета на демонтаж, транспортировку, работу спецтехники, благоустройство места демонтажа, хранение, а также утилизацию невостребованных конструкций. Если владелец до момента утилизации заберет свою рекламную конструкцию со «штрафстоянки», то оплатит пять из шести пунктов. Документ, на основании которого и будут проводиться эти процедуры, уже разработан, уверили в администрации Находкинского городского округа.

И хотя процесс это долгий и трудоемкий, администрация города готова взяться за экономический рычаг по борьбе с незаконной наружкой на улицах прекрасной Находки. И тут свое слово должны бы сказать депутаты Думы Находкинского городского округа, которых вопросы незаконной наружной рекламы в городе, кстати говоря, волнуют не очень. Как следует из ответа председателя Думы НГО Александра Киселева на запрос ИА PrimaMedia, вопросы о незаконной наружной рекламе на заседаниях Думы и постоянных депутатских комиссий не поднимались, отчеты городской администрации на тему наружной рекламы, в том числе незаконной, не заслушивались, ущерб от существования незаконной наружной рекламы не определялся.

Ущерб от незаконной наружки есть, однако…

Кстати, точных цифр об ущербе, который наносит незаконная наружная реклама в Находке, узнать так и не удалось.

Как пояснил начальник управления архитектуры, градостроительства и рекламы администрации Находкинского городского округа Виктор Фирсенков, целенаправленно для получения точной суммы такие подсчеты не велись. Тем не менее, исходя из имеющейся схемы размещения наружной рекламы, можно предположить, что ущерб от незаконных элементов незначительный.

Это вам не Владивосток, где, по подсчетам экспертов, в 2017 году бюджет города недополучил от недобросовестных операторов наружной рекламы порядка 150 млн рублей. Но ведь Находка – это второй по количеству рекламных конструкций рынок в Приморье. А что, если потери бюджета Находки можно сравнить с владивостокскими? Хотя бы наполовину? Или на четверть?

Как рассказала председатель Ассоциации рекламных компаний «Основа» Инна Кошелева, добросовестный оператор наружной рекламы делает в бюджеты разных уровней пять видов платежей, прямо связанных с этим видом деятельности.

Первый – когда право заключить договор на место под рекламную конструкцию выносится на аукцион, где победителем признается лицо, предложившее наивысшую цену. Причем в результате торгов первоначальная цена может быть превышена в несколько раз. Скажем, город объявил цену на старте в 100 тысяч рублей и продал право заключить договор для установки и эксплуатации рекламной конструкции за 1,2 млн рублей. И такие случаи в Находке были.

Всего же за два с лишним года, с тех пор как в Находке стали проводится торги, в бюджет города от операторов наружной рекламы поступило порядка 55 млн рублей.

Второй платеж – госпошлина. Третий – ежеквартальная арендная плата за земельный участок, на котором расположена конструкция, прошедшая аукцион (денежки вновь капают в муниципальную казну). Наконец, четвертый платеж – НДС, начисляемый на эту арендную плату (поступает в федеральный бюджет). Пятый – налог на операционную деятельность, причем уходящий в прошлое ЕНВД тоже идет в муниципальный бюджет.

И пусть даже владелец рекламной конструкции без документов худо-бедно вносит арендную плату, но в торгах он не участвовал, госпошлину не оплачивал, налоговую нагрузку, связанную с размещением рекламы, не несет. Стало быть, владелец незаконной рекламной конструкции сокращает свои издержки за счет того, что не отдает в бюджет изрядную сумму. То есть, находится в заведомо более выгодных условиях по сравнению с легальным участником рынка. Ну а по отношению к городскому бюджету хозяин незаконной рекламы… ну вы поняли.

Еще один важный нюанс – неучастие в аукционе освобождает не только от оформления документов и бюджетных платежей, но еще и от необходимости следить за конструкцией: содержать в чистоте, ремонтировать, размещать социальную рекламу и т.д. И не стоит забывать, что помимо эстетики и социальной ответственности есть еще и безопасность. Конструкция, за которой не следят, может прийти в негодность до такой степени, что попросту рухнет, допустим, на проезжую часть или на припаркованный автомобиль. 

А вот с легального игрока на рынке наружной рекламы всегда можно спросить. И за эстетику, и за безопасность.

Реклама будущего начинается сегодня

Какой должна быть наружная реклама в Находке? Этот вопрос мы задавали и городской администрации, и представительному органу, и представителям общественных организаций, объединяющих рекламистов.

Самый лаконичный ответ нам дал спикер Думы города Находки Александр Киселев. Понять его можно примерно так: хороша та наружная реклама, которая соответствует требованиям федерального закона «О рекламе» и эксплуатируется в соответствии со Схемой размещения рекламных конструкций на территории Находкинского городского округа.

Начальник управления архитектуры, градостроительства и рекламы администрации Находкинского городского округа Виктор Фирсенков, как и положено специалисту, отвечающему за данное направление, дал достаточно развернутый ответ.

Поскольку Находка не Москва и не Нью-Йорк, и даже не Владивосток, большое количество наружной рекламы ей вредит. Реклама должна соответствовать ритму и стилю города, его ментальности (отлично сказано, и тут с Виктором Алексеевичем не поспоришь).

По сравнению с Владивостоком наружная реклама в Находке менее динамичная и более консервативная. Здесь, например, мало цифровых, и практически нет динамических билбордов (призматронов/тривижн). Меньше и нестандартной, креативной наружной рекламы. Но это вполне укладывается в субъективное восприятие Находки как не очень большого, хотя и современного города.

Другое важное замечание. Любая качественно выполненная наружная реклама как минимум не ухудшает облик города. По крайней мере, в настоящий момент наружная реклама в Находке, если она вписывается в разработанную схему, внешний вид города не портит, убежден Фирсенков.

«С другой стороны, безусловно, не украшают город разномастные штендеры на цепочках, выставляемые у магазинов, хаотично размещаемые на столбах и деревьях афиши, прикрученные веревками, не говоря уже о небольших плакатах и объявлениях, которыми обклеивают все свободные стены, остановки и столбы. Это недопустимо, и мы с этим боремся», – заверяет начальник управления.

В прежние времена наружная реклама брала количеством, где-то агрессивностью, где-то даже наглостью. Новые времена предъявляют к наружной рекламе новые требования. В первую очередь к ее качеству, поясняет Ольга Ковальчук.

На рекламный рынок решительно приходят цифровые технологии, которые приносят в него колоссальные изменения. Например, по количеству контактов с рекламным сообщением один цифровой экран заменяет семь статичных билбордов. К тому же «цифра» быстрее откликается на запросы рекламодателя. Заменить изображение на экране цифрового билборда, загрузив видеоролик через компьютер, можно за считанные минуты. Чтобы сделать это на обычном билборде, понадобится день-два.

Правда у стационарной рекламы есть свои преимущества – во-первых, она дешевле, чем цифровая. Стоимость оборудования и текущие расходы на электричество на диджитал-билборде ощутимо выше, чем у стационарного. И во-вторых, на классическом рекламном щите есть возможность выйти за рамки плоскости и использовать нестандартный креатив. А именно это и привлекает внимание потребителя рекламы.

Разумеется, клиентам очень интересно продвигать себя с помощью цифровой наружки, но при условии создания интересного и качественного видеоконтента. А это не всем в провинции по силам. В случае же с привычными конструкциями неплохой уровень креатива и сервиса уже достигнут. Пока еще это третье преимущество статики.

«В будущем наружная реклама в Находке будет разной. Рекламодателю должны быть доступны и цифровые, и статичные рекламные носители. На цифру в любом случае все немедленно и поголовно не перейдут. Да и диджитал-наружку надо будет регулировать так же, как сегодня схема размещения рекламных конструкций регулирует количество и места установки обычных билбордов. А главное, наружная реклама должна стать эстетически оправданной, подчеркивающей красоту и своеобразие города. Она должна быть легальной, приносящей доход не только хозяину рекламного щита, но и муниципальному бюджету, – делится мнением собеседница корр. ИА PrimaMedia. – Постепенно так и произойдет. Но первым шагом должна быть ликвидация незаконной рекламы. Грязные, неопрятные, рваные транспаранты, замызганные вывески должны без оглядки уйти в прошлое».

Брать пример с Владивостока

Неплохой пример решения этого вопроса есть под самым боком. Несколько лет назад Владивосток начал активную борьбу с незаконной наружной рекламой. Начали с растяжек, потом добрались до «самопальных» билбордов. Сегодня краевой центр очищен от незаконной наружки практически полностью. Время от времени возникают какие-то недоразумения, поэтому процесс продолжается.

Начало борьбе с незаконной наружной рекламой в Находке положено. По словам недавно назначенного первого вице-мэра администрации Находкинского городского округа Олега Кутняшенко, курирующего, в том числе и экономику, незаконная реклама будет безжалостно убираться с городских улиц, так как ставит в неравные конкурентные условия легальных игроков рынка и не приносит бюджету никаких доходов. Не говоря уже о том, что владельцы незаконной рекламы пренебрегают ее внешним видом и вряд ли заботятся о техническом состоянии своих конструкций, что представляет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей.

«На подходе Правила благоустройства, где будут прописаны все вопросы, связанные с незаконной и так называемой «мусорной» рекламой (самодельные стенды, афиши, объявления и т. д.), которой город буквально захламлен. После того, как Дума Находкинского городского округа примет данный документ, у городских властей появится больше возможностей для демонтажа незаконной рекламы», – говорит Кутняшенко.

Владельцам незаконных рекламных конструкций следует крепко задуматься и… расчехлить свои калькуляторы. Что дешевле, убрать «левые» билборды самим прямо сейчас. Или дождаться счетов на компенсацию издержек за демонтаж по требованию муниципалитета.


Источник: ИА PrimaMedia

Возврат к списку