«В свете последних политических и экономических событий это можно расценивать как прямое ущемление малого бизнеса»
12 февраля 2015

«В свете последних политических и экономических событий это можно расценивать как прямое ущемление малого бизнеса»

Игроки рынка рекламы Набережные Челнов, которые первыми почувствовали на себе удар финансового кризиса и сейчас имеют не самое радужное состояние дел, бьют тревогу: власти города решили ввести запрет на размещение рекламы на трамваях. Как сообщили "Порталу Предпринимателей" представители компаний, от табу пострадают не только они, но также ООО «Электротранспорт», получающее доход от сдачи в аренду транспорта под «наружку». По некоторым оценкам, он составляет свыше 6 млн рулей в год, еще 1,5 млн предприятие экономит на поддержании внешнего вида вагонов, эти заботы полностью лежат на плечах рекламных агентств. В исполкоме и фирмах отмечают, что документа, запрещающего размещать баннеры на трамваях нет. Однако факт остается фактом: «Электротранспорт» не заключает новые договоры аренды, а значит через год-полтора трамваи с рекламой в Челнах исчезнут.


На данный момент в Набережных Челнах размещением рекламы на трамваях занимаются четыре рекламные фирмы – «Аквамарин», «Август», «Взгляд» и Media Plus. Эти компании имеют заключенные договоры о сотрудничестве с ООО «Электротранспорт», и по сути являются основными «поставщиками» арендаторов для муниципального предприятия. В рекламном агентстве «Аквамарин», которое является старейшим игроком на данном рынке, слухи о том, что будет введен запрет на трамвайную рекламу, появились буквально на днях. Руководство не скрывает, что информация повергла всех сотрудников в шок, ведь для фирмы оформление трамваев является основным видом деятельности вот уже почти 15 лет.

"До нас дошла информация о том, что «Электротранспорт» планирует прекратить сотрудничество, расторгнув с нами договор, - говорит директор «Аквамарина» Марина Гирфанова. - Официального письма нет на данный момент, но слухи ходят серьезные, и они не могут нас не беспокоить. На предприятии их не отрицают, говорят, что «скорее всего запретят». Мы, конечно, считаем, что это неправильно и нецелесообразно. Пострадают и город, и сам «Электротранспорт», и малый бизнес Челнов в лице рекламных фирм".

Марина Гирфанова отмечает: чтобы понять, что запрет на трамвайную рекламу невыгоден, достаточно простой арифметики. «Электротранспорт» сдает под рекламу в среднем 85 трамваев, каждый из них за 60 тысяч рублей в месяц. Как правило, договоры с коммерческими организациями заключаются на год. Таким образом, в год «Электротранспорт» получает доход в размере около 6 млн рублей. В эту сумму, помимо арендной платы за «внешнюю» рекламу, входит и оформление рекламы внутри вагонов, так называемые стикеры. Кроме того, трамвайное предприятие существенно экономит на поддержании транспорта в презентабельном виде.

"Расходы по покраске трамваев предприятие не несет в связи с тем, что эту задачу выполняют рекламные фирмы, - говорит Марина Гирфанова. - Нужно понимать, что рекламное оформление трамвая на данный момент – это не только полная покраска транспортной единицы, но и мелкий кузовной ремонт: удаление старых слоев краски, шпаклевка внешних вмятин, грунтовка, антикоррозийная обработка. Благодаря рекламным агентствам, в настоящее время много достойных трамваев курсирует по городу. Если же отменят рекламу на вагонах, то «Электротранспорту» придется нести все расходы по покраске самостоятельно. По самым грубым подсчетам, себестоимость покраски рекламного вагона обходится нам в 24-30 тысяч рублей. Но если учесть, что мы работаем с дорогими финскими красками, а «Электротранспорт» использует отечественные, то у предприятия стоимость оформления одного трамвая будет составлять 12-15 тысяч рублей. Соответственно, в год эта цифра составит больше 1 млн. Так как «Электротранспорт» сейчас муниципальная организация, то все эти расходы будет нести городской бюджет".

Рекламщики отмечают, что внешний вид трамваев лет 10-15 назад откровенно оставлял желать лучшего. За последнее десятилетие совместно с «Электротранспортом» вагоны преобразились, и явно не в худшую сторону, а рынок рекламы на трамваях успел встать на ноги и стать востребованным. В фирмах признают, долгие годы ушли на то, чтобы доказать бизнесу эффективность и престижность рекламы на электротранспорте. Теперь же получается, что один из самых популярных и недорогих видов рекламы исчезнет из Набережных Челнов.

"На наш взгляд, сейчас не самое удачное время для запрета рекламы на трамваях, - говорит директор ООО «Творческая группа «Август» Игорь Сидоренко, - потому что рекламная отрасль Челнов и без того находится не в самом лучшем положении, поскольку традиционно принимает на себя первый удар кризиса. Понятно, что мы теряем некий кусок пирога. Но нужно понимать, что потеряют Челны. Я тут примерно прикинул, что это около 6,5 млн рублей в год – живые деньги, которые получает «Электротранспорт» со стороны рекламных агентств. Еще 1,5 млн предприятию нужно будет ежегодно тратить на перекраску вагонов. Кроме всего прочего, общий оборот рынка составлял около 5-6 млн рублей. В каждой компании работает от 10 до 30 человек. Естественно, у них уменьшатся зарплаты, а это уменьшение отчисленных налогов. Если все это суммировать, то город достаточно много потеряет в деньгах".

Как сообщают в рекламных агентствах, которые рискуют остаться не у дел, им совершенно не понятно решение исполкома. Во всех крупных городах республики, к примеру, в Казани и Нижнекамске, ходят «пестрые» трамваи, но нигде не заходит речь о запрете рекламы.

"Если вопрос касается эстетики, то можно пойти по пути улучшения качества рекламы и внешнего вида трамваев, - говорит директор творческой группы «Август» Игорь Сидоренко. - Например, согласовывать это с администрацией".

Нужно сказать, что информация о запрете трамвайной рекламы дошла не до всех игроков рынка. К примеру, в фирме «Взгляд» не в курсе сложившейся ситуации, и к возможности полного исчезновения данного вида рекламы относятся весьма скептически.

"Мы уже не в первый раз слышали подобные разговоры, - говорит директор рекламной фирмы «Взгляд» Наталья Пигарева. - Несколько раз пытались убрать рекламу на трамваях, но все оставалось на своих местах. Не понимаю, где они возьмут столько денег, чтобы содержать трамваи и предприятие? Тем более, кризис сейчас. До нас официально никакая информация не доходила, так что мы продолжаем работать и заключать договоры. Но нужно отметить, что ощущается кризис. Мы с Нижнекамском работаем, там многие отказываются от рекламы на трамваях, ссылаясь на отсутствие средств".

К слову, разговоры о запрете трамвайной рекламы идут на уровне власти автограда уже не первый год. В последний раз об этом публично было заявлено летом прошлого года. Тему рекламы на электротранспорте на одном из совещаний поднял Василь Шайхразиев, бывший мэр Набережных Челнов

"Есть предложение уйти от наружной рекламы и просто покрасить вагоны в единый цвет, - заявил тогда Шайхразиев. - Но вы должны посмотреть по доходной части, может, мы откажемся от этого путем увеличения стоимости билета? Мы не должны размещать на трамваях рекламу, которую уже через неделю нужно будет убирать. Трамвай должен стать лицом города, его имиджем. Сейчас город ассоциируется с «КАМАЗом», командой «КАМАЗ-мастер», а нужно, чтобы с трамваем"…

Тогда это предложение так и осталось лишь предложением. Сейчас же, говорят предприниматели, положение другое. Похоже, исполком всерьез решил претворить это предложение в жизнь.

"Порталу Предпринимателей" удалось связаться с начальником отдела транспорта и связи исполкома Ильфатом Исмагиловым. Он сообщил, что пока прямого запрета на трамвайную рекламу от руководства города нет, официального документа по этого поводу тоже. Однако Исмагилов не исключил, что «правильное решение» может вскоре появиться.

"Руководство города еще в прошлом году озвучило, что нечего по проспектам пускать разукрашенные трамваи, - комментирует Исмагилов. - Каждое рекламное агентство видит мир по-своему, в итоге получается, что не совсем все хорошо. Я тоже считаю, что не нужно размещать рекламу на трамваях, в основном она слишком пестрая для дорожного движения".

В «Электротранспорте» нашему изданию на вопросы о запрете рекламы на трамваях отвечали с явной неохотой, назвав их провокационными. По информации некоторых источников "Портала Предпринимателей", предприятие само было бы не против сохранить дополнительные доходы от сдачи в аренду трамваев, что вполне понятно, учитывая немалую сумму. Однако директор компании Рашид Шамсутдинов в интервью полностью поддержал потенциальное решение властей города.

"Нужно создавать условия, чтобы трамвай выглядел достаточно привлекательным, был лицом города, - отметил он. - Я в принципе понимаю эту политику. Это, наверно, правильно, когда в городе весь общественный транспорт единого цвета. В Казани, например, все автобусы одного цвета, раньше тоже были замалеванные. Общественный транспорт должен выполнять функцию не только перевозочную, но и зрительную. Процесс ухода от рекламы будет происходить в рабочем порядке: когда договоры закончатся, будем вагоны перекрашивать в красный цвет. Естественно, будут иметь место определенные издержки".

По словам гендиректора «Электротранспорта», процесс ухода от рекламы займет год-два. Новые договоры с рекламными агентствами не заключаются. «Они достаточно крупные и наши трамваи для них были лишь дополнительным заработком», - говорит гендиректор «Электротраспорта», с чем не совсем согласны сами агентства.

"Мы, конечно, официального уведомления не получили. Но если оно последует, то, наш взгляд, в свете последних политических и экономических событий, это можно расценивать как прямое ущемление малого бизнеса, - отмечает Марина Гирфанова. – У «Электротранспорта» есть обязательства перед коммерческими организациями, перед нами, и они должны уведомить нас о расторжении договора за определенный срок. Исходя из соображений деловой этики, как минимум за три месяца. Реклама на транспорте по соотношению стоимости и эффективности является одной из привлекательных и бюджетных. Сейчас есть вероятность, что бизнес Челнов будет лишен этого. И так уже идет урезание рекламных бюджетов, предприниматели экономят на каждой копейке. Если останутся только ТВ, радио и газеты, то многие компании просто не смогут заявить о себе. Мы беспокоимся и о наших сотрудниках. Мы, конечно, попытаемся переквалифицироваться на какое-то другое направление, но если у нас это не получится, то армия безработных города пополнится".

Возврат к списку