Опубликовано в журнале Outdoor Media
Андрей Кормыш, исполнительный директор компании River Screen рассказывает о том, чем главная водная артерия столицы может быть интересна рекламному рынку, и представляет новый носитель – крупноформатный цифровой экран на круизном судне ледового класса.
С чем связан интерес вашей компании к достаточно непростому формату – рекламе на водном транспорте?
В последние годы власти Москвы основательно сократили количество форматов, разрешённых к размещению на улицах города. Даже медиафасады, которые вроде бы предусмотрены существующими правилами, можно установить только в местах, определенных в перечне дислокаций, утвержденных столичным правительством. В то же время река – крайне интересная и перспективная локация, которая в определенной степени живет не по городским, а по федеральным законам. Она пронизывает город, проходит через его деловой, культурный и общественно-политический центр. При этом фактически только носитель, размещенный на водном транспорте, может охватить ряд ключевых локаций города. В честности, это район Лужников, где в 2017 пройдет Кубок Конфедерации, а в 2018 г. Чемпионат мира по футболу.
Перед тем, как решиться на реализацию подобного проекта, необходима серьёзная подготовка. Сходу его выполнить вряд ли возможно….
Это действительно так. Мы осуществляли наш проект в несколько этапов. На первом этапе мы выясняли – насколько он соответствует нормам законодательства, можно ли его реализовать с точки зрения судоходства, безопасности? Когда стало ясно, что все реально, стали погружаться тонкости судового бизнеса. Важно было подобрать судно, которое подходит нам по всем параметрам. Провели тендер среди поставщиков рекламного оборудования. Затем долго разрабатывали проектную документацию: судовые документы, чертежи, расчеты, подтверждающие разные характеристики – от непотопляемости судна и его остойчивости до прочности рекламоносителей. Получали на них комплексные заключения Министерства транспорта. Все это более сложный процесс, чем получение разрешений на обычные рекламные конструкции.
Далее мы отправили судно, которое купили, на верфь Судоремонтного завода в Тверскую область, где ему делали ледовое подкрепление, чтобы оно безопасно и гарантированно курсировало по Москва-реке круглый год. Там же производили и устанавливали несущую конструкцию под экраны, окрашивали судно согласно дизайн-проекту. Поменяли главные двигатели, генераторы, чтобы не подвели зимой, установили электрику, а это не обычный кабель – судовые кабели стоят в несколько раз дороже. В Москве уже монтировали экраны.
С какими сложностями пришлось столкнуться на каждом из этих этапов?
Самые большие сложности связаны с подготовкой судна к зимней эксплуатации. Начиная, как я уже сказал, с огромного объема проектной и расчетной документации, и, заканчивая сварными работами, переборкой всех инженерных систем и т. д. Тем не менее, всё получилось и под закрытие шлюзов на зиму вошли в Москву и приступили к финальному этапу – установке экранов и запуску проекта.
А насколько было сложно решать вопросы с различными ведомствами? Сразу ли они приняли ли вашу идею?
Мы проводили многочисленные консультации в Министерстве транспорта России, общались с представителями ФАС и правительства Москвы, получили заключение юристов о том, что такой проект реализовывать можно при соблюдении определенных условий. К слову, в Минтрансе впервые столкнулись с таким проектом, и были очень приятно удивлены его инновационности. По сути дела, мы осуществили переклассификацию судна. Рассмотрение длилось долго, но в итоге мы получили все согласования, прошли внеочередные освидетельствования.
Расскажите о технических особенностях судна, выбранного для River Screen. Почему вы остановили выбор именно на нём? Были ли другие варианты?
Подобрать нужное судно было крайне непросто. На рынке огромное предложение судов, но большинство из них на поверку оказывается рухлядью, которой место на свалке, а новые стоят не менее 200 млн руб. Все это определяется с помощью комплексной экспертизы, в ходе которой проверяются все судовые системы: одних только электрокабелей километры. Кроме этого, необходимо сделать дефектоскопию всего корпуса, проверить толщину стали и т. д. Одна такая экспертиза обходится недешево. Я уже не говорю о том, что большинство судов просто не имеет ледового класса, который позволял бы им эксплуатироваться в зимнее время.
Еще примерно 97% судов отпадает из-за того, что установка таких экранов нарушает обзор судового хода для экипажа, снижает остойчивость судна, маневренные характеристики. Такие суда никогда не получат соответствующих разрешений, не пройдут процедуры опытного кренования. Наше судно – ледового класса, это особенная серия проекта ОМ, таких всего два. Оно очень надежное, маневренное, и после соответствующей доработки отлично подходит для нашего проекта.
Существуют ли особые требования к специалистам, которые будут работать с цифровыми конструкциями, установленными на водном транспорте?
Во-первых, необходим профессиональный и надежный экипаж – капитаны, мотористы. Все эти люди должны понимать специфику реки, уметь швартоваться и причаливаться в сложных зимних условиях. Во-вторых, - специалисты, которые разбираются в наружной рекламе в целом и цифровой рекламе, в частности. Рынок рекламы – высококонкурентный, борьба за бюджеты в наружке жесточайшая, поэтому без глубокого знания дела, клиентского сервиса, наличия контактов в рекламных агентствах – в нашем бизнесе нечего делать.
Существуют ли похожие проекты, например, в других странах?
Да, есть аналогичные проекты в Юго-Восточной Азии. Эпизодически они реализовываются в других странах, например в Канаде. Но только у нас появилась идея, как сделать не просто рекламный носитель, но еще и принципиально улучшить судовые качества, создать удобства для пассажиров судна, на котором будет размещён рекламный носитель. Кстати, в ходе подготовки проекта мы подали несколько заявок на патенты – на изобретение, полезную модель и т. д., которые защищают принципы и решения, созданные нами в России.
С какими форматами ooh-рекламы будут конкурировать ваши цифровые экраны?
С медиафасадами, сетевой цифровой наружной рекламой. С другой стороны, у нас охват 350 тыс. контактов в день, за месяц рекламу увидят более 20% москвичей. Цифры сравнимы с ТВ-показателями, но цены ниже. Мы можем демонстрировать рекламу. Но, конечно, у нас имиджевый проект. Тот, кто у нас размещается – подчеркивает свой статус. Его рекламу увидят автомобилисты, проезжающие мимо Кремля, Дома правительства, гостиницы «Рэдиссон», туристы, представители деловой элиты в «Москва-сити», люди, работающие на «Стрелке», посещающие парк им. Горького и т. д. В этом плане для рекламодателей наша площадка – это средство выделиться на фоне конкурентов, заявить о себе.
Кто из рекламодателей уже в этом сезоне планирует размещаться на River Screen?
У нас подтверждены и стоят в резерве рекламные кампании одного крупного автопроизводителя, сети фитнес-центров, и IT-компании и кинокомпания.
Возможна ли реализация нестандартных акций?
Безусловно. Можно делать интерактивные проекты, когда пользователи отправляют фото или сообщения, а они появляются на экране, и это видят тысячи людей в определённое время и в определённом месте. Можнотранслировать онлайн-эфир телеканалов. Или устраивать розыгрыши – отправить смс в тот момент, когда увидишь какой-то месседж на экране. Можно менять видеоролики в зависимости от того, где находится судно. Скажем, судно проплывает мимо парка «Музеон», запускаем рекламу, рассчитанную на родителей, а рядом с «Москва-Сити» – на менеджеров, в том числе высшего звена. А это уже таргетированная реклама.
Каким вы видите развитие проекта River Screen в ближайшей перспективе?
Возможно, запустим второе судно в Москве или выйдем на рынки других российских городов и даже стран. В более отдалённых планах – предоставление франшизы в регионы.