Агентство Initiative представило первые итоги телесмотрения чемпионата мира по футболу – 2014 и спрогнозировало телесмотрение его финала. Так, один из трёх матчей с участием сборной России вошел в топ-20 футбольных трансляций за всю историю – матч с Бельгией. Его посмотрело почти 7 млн россиян. При этом наиболее популярными среди российских телезрителей оказались сборные Нидерландов, Бразилии и Испании.
Согласно исследованию Initiative Futures Sports+Entertainment, можно выделить три сегмента зрителей ЧМ: так называемые патриоты, которые смотрят только матчи с участием своей национальной сборной, «любители большого события», начинающие смотреть чемпионат только со стадии плей-офф, и «заядлые любители футбола» – для них характерно смотреть любые матчи. При этом в России доля «патриотов» находится на уровне среднего значения по миру. Именно за счет этой категории рейтинг телесмотрения матчей с участием сборной России увеличивается в три раза, так как «патриоты» составляют более половины всех футбольных болельщиков. Наибольшее число «патриотов», предпочитающих смотреть матчи исключительно своей сборной, – в Южной Корее. Первенство по количеству «заядлых футбольных болельщиков», которые смотрят все матчи подряд, – у США и Бразилии.
По оценке Initiative, на рейтинг телесмотрения прежде всего влияют такие факторы, как участие национальной сборной, близость к финалу и время трансляции.
«Зрители ждут и смотрят чемпионат мира даже, если матчи проходят далеко за полночь, как это было в этом году. И чем ближе к финалу, тем выше рейтинг матча, – отмечает генеральный директор Initiative Анна Яковлева. – Однако время показа является одним из ключевых критериев, влияющих на рейтинг телесмотрения. Чем позднее трансляция, тем ниже TVR. Таким образом, если показ переносится с 22.00 на 23.00, то телесмотрение в среднем снижается на 15%».
Что касается финала чемпионата, по прогнозам Initiative, если одна из самых популярных среди российских зрителей команд выйдет в финал (Бразилия или Нидерланды), то его рейтинг среди россиян может оказаться на уровне 10–12%. Но это немного ниже, чем показатели финала 2010 г. из-за более позднего времени трансляции.
Однако глобальная аудитория финала, по оценкам Initiative Futures Sports+Entertainment, в случае выхода в финал команды Бразилии может вырасти до 410 млн человек, что на 25% больше, чем в 2010 г. При этом основной рост аудитории будет за счет Бразилии и Латинской Америки.