02.06.2015

i.jpgВ мае аналитики компании IRG провели третью волну онлайн-опроса, задачей которого был анализ изменения потребительского поведения россиян за последние полгода. В исследовании приняли участие 1,2 тыс. респондентов, представляющих экономически активную часть населения: мужчины и женщины в возрасте 1855 лет, проживающие в городах-миллионниках России.

Среди российских потребителей продолжает расти обеспокоенность текущей экономической ситуацией в стране, что обусловлено повышением цен и набирающей обороты потребительской инфляцией.

Более половины потребителей (60%) отмечают, что с начала 2015 г. общая экономическая ситуация ухудшилась. Доля тех, кто заметил позитивные сдвиги в экономике за последнее время, незначительно выросла за последние полгода до 12%.

Относительно экономических перспектив страны впервые за последний год зафиксирован позитивный тренд в прогнозах потребителей. Доля россиян, которые ожидают улучшения экономических условий до конца года, увеличилась по сравнению с октябрем 2014 г. на треть и составила 35%. Почти вдвое снизилась доля тех, кто пессимистично настроен и предвидит ухудшение ситуации – с 40% до 24%.

Рост оптимистичных настроений отчасти может быть обусловлен и влиянием сезонного фактора – весной позитивный настрой, как правило, повышается.

63% от общего числа опрошенных констатируют личные финансовые затруднения, что на 14% больше по сравнению с октябрем 2014 г.

i1.jpg

Ключевой причиной финансовых затруднений респондентов по-прежнему остается рост цен на продукты и услуги. За последние полгода российские покупатели в полной мере ощутили на себе резкий рост цен – доля тех, кто указал на эту причину, выросла на 14% и составила 89%. На 8% выросла доля потребителей, для которых сокращение доходов стало основной причиной личных финансовых затруднений (39%).

i2.jpg

В связи с ощутимым ростом цен 93% потребителей пересмотрели структуру своих расходов: стараются меньше тратить и больше сберегать, сокращать частоту покупок или выбирать более дешевые аналоги товаров и услуг по сравнению с тем, что покупали ранее.

Сегодня наибольший рост расходов по-прежнему наблюдается в категории «продукты питания», доля таких респондентов выросла по сравнению с октябрьской волной на 12% и составила 73%.

Потребители продолжают «оптимизацию» своей продуктовой корзины – на уровне предыдущего замера сохраняется доля тех, кто экономит на шоколаде (36%), алкогольных напитках (46%) , косметике, продуктах гигиены (25%).

В новых экономических условиях несущественная доля потребителей (23%) обеспокоена отсутствием привычных продуктов на полках магазинов в связи с введением продуктовых санкций.

i3.jpg

На фоне неблагоприятных экономических изменений потребители продолжают проявлять осторожность в расходах.

Стратегия экономии, принятая потребителями во втором полугодии 2014 года, в целом, сохраняется в поведении россиян и в мае 2015 г. В первую очередь потребители настроены экономить на посещении кафе/ресторанов, путешествий. Во вторую группу риска по сокращению расходов попали походы в кинотеатры/театры/клубы, покупка бытовой техники и электроники, одежды/обуви, товаров для дома и ремонта.

i4.jpg

Более половины потребителей (63%) планируют вносить коррективы в традиционные планы на летний отпуск/путешествия и будут рассматривать более бюджетные варианты отдыха.

Потребительские привычки регулируются в пользу перехода на режим экономии: изменение планов на летний отдых чаще всего выражается в отказе от поездок в пользу домашнего отдыха (23%), замене поездок в дальнее зарубежье путешествием на территории России (14%), полной отмены отпуска (10%).

i5.jpg

Большинство россиян (82%) проведут летний отпуск в России. Каждый третий россиянин останется дома или поедет на дачу. За границу планируют отправиться лишь 18% соотечественников, в то время как летом 2014 года эта доля составляла 26%.

i6.jpg

Большинство респондентов (75%) признались, что извлекли положительные уроки из текущей ситуации. Так, почти каждый второй опрошенный (47%) отметил, что стал более разумным и бережливым в потреблении. Еще 20% опрошенных считают, что текущие условия подтолкнули их здраво смотреть на вещи, разбираться в людях, а 21% научился радоваться простым вещам. Стали серьезнее относиться к своей работе и активизировали личный потенциал 15% экономически активного населения.

i7.jpg


Источник: Outdoor.ru

Возврат к списку