Круглый стол в поддержку Международного дня молодежи на тему: «Социальная реклама, как инструмент коммуникации с молодежью» состоялся в Госдуме на площадке социальной платформы «Единой России». Участники дискуссии – представители вузов, НКО, профильных органов исполнительной власти, профессионалы в области рекламы и коммуникаций, определили его содержание как «круглый стол действий», поскольку в процессе обсуждения основной темы были не только рассмотрены и выявлены ее основные «точки замерзания», но и определены дальнейшие шаги для решения назревшей проблемы.
По словам экспертов, социальная реклама является мощным инструментом влияния на общественное сознание, действует путем привлечения внимания к наиболее значимым острым проблемам современности, а также предлагает актуальные пути их решения. Принято считать, что под влияние рекламы, в том числе социальной, чаще всего попадает молодое поколение, являясь наиболее гибким и предрасположенным к переменам слоем общества. В то же время социальная реклама призвана влиять на ценностные критерии жизни современного поколения молодежи, от которого зависит будущий облик нашей страны.
Участники мероприятия отметили, что в этой связи возникает необходимость определения наиболее действенных инструментов социальной рекламы, правил подачи визуальных сообщений, выбора актуальных медиаканалов, а также изучения опыта эффективных социальных рекламных кампаний, возможность его применения для нужд социально ориентированных организаций, специализирующихся на работе с молодежью.
Представители Высшей школы экономики и Московской финансово-юридической академии обозначили проблему отсутствия должного внимания к изучению социальной рекламы, как полноценной науки, в учебных программах вузов, а также недостаточную техническую базу для производства и изучения социальной рекламы студентами.
Представители НКО – организаторы молодежных конкурсов социальной рекламы, определили несколько негативных тенденций современного молодого поколения - отсутствие у большинства молодых людей активной жизненной позиции, кризис идеалов, моду на ассоциальность, а также импортирование жизненных ориентиров и западной модели поведения, привносимых зарубежной экранной продукцией при размывании ценностных основ в обществе, в целом, по стране.
Помимо этого представителями профессиональной рекламной общественности было отмечено, что в самой социальной рекламе наблюдается уход от нормы. Плакаты и видеоролики часто содержат скрытую рекламу табака, наркотиков, алкоголя или насилия, носят агрессивный характер, что влияет на эффективность рекламного сообщения для определенной социальной группы, на которую она направлена. Происходит искажение желаемого результата, при котором социальная реклама теряет свой смысл.
Эффективность социальной рекламы, как коммуникативную, так и медийную, на сегодняшний день, тоже никто не измеряет, как и количественные ее показатели, в соответствии с законодательными нормами.
На данном этапе в России существует ряд успешно реализованных социальных рекламных кампаний, это направление активно развивается в рамках всероссийских конкурсов социальной рекламы и социальных проектов. На улицах городов все чаще можно встретить призывы быть ответственнее в различных жизненных ситуациях, инструкции, куда обратиться в экстренном случае, кому сдать ненужные вещи, за здоровый образ жизни - против наркомании и алкоголя, за донорство и безопасность. Меньше внимания в нашей стране, по сравнению с мировыми тенденциями, в социальных сообщениях и мероприятиях уделяется проблемам межнационального взаимопонимания, дружбе и сотрудничеству между жителями разных стран. Проблема «абсентеизма» как политической и социальной апатии, также не нашла пока своего визуального отображения среди массы более привычных традиционных тем.
По мнению экспертов по коммуникациям с общественностью, сегодня социальная реклама, чтобы повысить свою эффективность и действенность, нуждается в образцах для подражания, популярных в молодежной среде, в лидерах общественного мнения, а также в формировании государственного заказа для ее достойного исполнения. Она вынуждена конкурировать с дорогостоящей и высококачественной коммерческой рекламой. В свою очередь совмещение инструментов коммерческой и социальной рекламы может быть осуществлено в рамках государственно-частного партнерства между представителями бизнеса и исполнительной власти.
Подводя итоги круглого стола, модератор мероприятия – президент межрегионального общественного фонда «Мир молодежи», член Общественной палаты Московской области Евгений Мартынов, вынес на голосование проект резолюции, пункты которой были единогласно одобрены абсолютным большинством присутствующих экспертов.
Основными положениями принятой резолюции стали: