Экзюпери, Бродский, Пушкин и Пелевин вдохновляют музыкантов

19 Ноября 2019

Экзюпери, Бродский, Пушкин и Пелевин вдохновляют музыкантов

share-pochitai-1.jpg«Билайн» (ПАО «ВымпелКом») и агентство Contrapunto при поддержке «Яндекса» запустили проект, в рамках которого была разработана нейросеть, позволяющая анализировать тексты произведений классической литературы и рэп-хитов. Благодаря этому удалось определить, каких писателей и поэтов чаще всего цитируют русские рэперы. На основе данного анализа в приложении Bookmate создан список книг, которые рекомендовано прочитать любителям музыки, чтобы лучше понимать идею создания того или иного трека.

Литературные вкусы мастеров хип-хопа поражают разнообразием. Как и приемы цитирования: рэперы не только записывают треки на стихи поэтов, но и мастерски вплетают в речитатив отдельные строки классиков, упоминают имена конкретных авторов, их произведения или героев.

Чтобы найти и обработать массивы данных, «Билайн» обратился к специалистам из «Яндекса», которые предложили уникальное технологическое решение, состоящее из двух этапов работы. На первом использовали технологии machine learning: строили проекции предложений в векторы в пространстве semantic sentence embedding, и затем в этом пространстве искали ближайших соседей при помощи собственных наработок «Яндекса» в этой области. На втором этапе результаты подвергались ручной фильтрации и доработке.

Таким образом получилось проанализировать треки популярных рэп-исполнителей и наглядно отобразить литературные отсылки в их хитах. Например, Big Baby Tape заимствует строки у Бродского, ЛСП отсылает к Пушкину и Экзюпери, а Хаски и ATL – к Пелевину.

Благодаря проведенному анализу текстов песен и произведений литературы, составлен список книг, которые рекомендовано прочитать, чтобы лучше понимать русский рэп. Для удобства пользователей ко всем цитатам добавлены ссылки на соответствующие произведения на Bookmate.

Алина Зарипова, копирайтер «Contrapunto»:

«Практически сразу после выхода клипа Noize MC «Почитай старших» на YouTube появились видео с разбором песни: блогеры искали в ней цитаты классиков и расшифровывали неявные отсылки. Вообще декодировать рэп – одно из любимых занятий фанатов: в сети полно роликов, где интерпретируют строчки из рэп-хитов и ищут скрытые смыслы. Поэтому мы решили сделать свой «мета-разбор» и показать связи рэпа и литературы масштабно и наглядно – с применением machine learning. Это как нельзя лучше отражает идею всего проекта «Почитай старших» о литературных заимствованиях и необходимости постоянно расширять свой читательский опыт, чтобы понимать их».

Оксана Трофимова, руководитель департамента интегрированных коммуникаций ПАО «ВымпелКом»:

«Мы постоянно работаем над тем, чтобы находить максимально полезное применение новейших разработок для наших клиентов. Проект «Почитай старших» стал ярким примером такого использования технологий: machine learning находит взаимосвязь между рэп-хитами и литературными произведениями. После запуска клипа мы увидели первую реакцию пользователей и поняли, что создали интересный продукт – люди с большим удовольствием анализируют тексты сами, вспоминают стихи и произведения, угадывают стиль писателей. Мы обрались в Яндекс, чтобы сделать этот процесс более технологичным и увлекательным. Это значит, что читающих клиентов «Билайн» станет больше».

Спецпроект подготовлен в рамках кампании «Почитай старших» в поддержку акции «Билайн» «Гиги за мозги». Билайн предлагает абонентам больше читать и получать до 1,5 дополнительных гигабайт интернета в месяц за 30 минут чтения каждый день в приложении Bookmate.

1_art.jpgСтрит-арт-объект

В поддержку акции «Гиги за мозги» в парке «Музеон» в Москве «Билайн» совместно с Contrapunto и арт-группой ZUKCLUB создали инсталляцию из 2,1 тыс. книг.

В арт-объекте буквально отражена связь современного рэп-исполнителя – Noize MC с поэзией прошлого века: инсталляция представляет собой несколько прозрачных слоев. За первым слоем – с портретом рэпера, выложенным из микрофонного шнура, видны последующие слои – с каллиграфией и портретами Мандельштама, Маяковского и Есенина, чьи голоса звучат в песне «Почитай старших».

Ключ к пониманию этого объекта – понятие «палимпсеста». Этим словом археологи назвали текст, сквозь который просвечивают другие, более ранние слои текста. Такие многослойные памятники получались из-за того, что в древности материалы для письма были дорогими, один пергамент или дощечка использовались много раз. Со временем термин «палимпсест» перекочевал в литературу: он описывает феномен интертекстуальности — «соприсутствия» двух или более текстов в одном в виде цитат, аллюзий, различных отсылок.

Многослойности текста посвящен новый трек Noize MC «Почитай старших». Поэт в любом веке работает в тесной связи со своими предшественниками – учится у них, заимствует образы, расширяет свой язык. В поэтическом тексте: от классиков до рэперов – можно различить голоса авторов других эпох. Чтобы настроиться и услышать их, расшифровать цитаты и аллюзии, нужно расширять свой читательский опыт — почитать старших.

Инсталляция открыта в парке «Музеон» до 14 декабря 2019 г.

Напомним, что 1 ноября состоялась премьера клипа Noize MC «Почитай старших», созданного в коллаборации с Билайн. В треке звучит ремастер архивных голосов Маяковского, Есенина и Мандельштама. А сам клип стал своеобразным манифестом о литературном труде, о том, зачем нам сегодня наследие поэтов прошлых веков и почему авторы никогда не перестанут заимствовать друг у друга.

Состав творческой группы:

ПАО «ВымпелКом», «Билайн»
Директор по маркетинговым коммуникациям и управлению брендом – Юлия Конева
Руководитель департамента интегрированных коммуникаций – Оксана Трофимова
Старший менеджер департамента интегрированных коммуникаций – Елена Аристархова
Ведущий менеджер по медиапланированию – Катя Эм

Агентство Contrapunto
Креативный директор – Кристина Денина
Старший арт-директор – Алексей Павлов
Копирайтер – Алина Зарипова
Арт-директор – Егор Косолапов
Продюсер – Анна Чёрная
Стратегический директор – Анастасия Чулюкова
Руководитель группы по работе с клиентами – Виктория Канина
Старший менеджер по работе с клиентами – Юлия Боднарюк

Арт-группа ZUKCLUB – это команда монументальных художников, работающая с формой и пространством по всему миру. Они создают стрит-арт в самых разных техниках и локациях – от архитектурных памятников до скейт-парков.

share-pochitai-2.jpg

share-pochitai-3.jpg

2_art.jpg

3_art.jpg

4_art.jpg

5_art.jpg



Источник: Outdoor.Ru

Возврат к списку