Согласно прогнозу агентства ZenithOptimedia (группа VivaKi), глобальные расходы на рекламу в 2011 г. вырастут на 3,6% по сравнению с прошлым годом. По сравнению с данными на июль, агентство снизило свой прогноз на 0,5%. При этом российский рынок по итогам нынешнего года покажет 22-процентный рост. В 2012 г. динамика роста российской рекламы немного снизится – до 18%.
Снижение динамики, с которой восстанавливается экономика после последнего кризиса, а также опасения по поводу возможности нового экономического спада, заставили некоторых рекламодателей отказаться от увеличения рекламных бюджетов, которое планировалось на конец 2011 года.
ZenithOptimedia также снизило на 0,5% – с 5,9% до 5,3% – свой глобальный прогноз на 2012 г. Это по-прежнему здоровый рост, говорится в отчете агентства. В 2012 г. пройдут Олимпийские игры, Чемпионат Европы по футболу и президентские выборы в США. Эти события окажут положительное влияние на рынок. Японская экономика также продолжает восстанавливаться обнадеживающими темпами. Агентство оценивает, что события, которые произойдут в следующем году, добавят глобальному рынку $6,2 млрд, а восстановление японской экономики принесет еще $0,8 млрд.
Прогноз относительно 2013 года снижен лишь на 0,1%, с 5,6% до 5,5%.
Напоминаем, что в конце июля - начале августа 2011 года было зафиксировано падение фондовых рынков: Dow Jones IA – на 12,7%, Hang Seng - на 14,7%, Nikkei 225 – на 13,4%. Эти события вызвали опасения относительно возможности нового спада в рекламной отрасли. Тем не менее, финансовые индексы сами по себе не являются прямыми индикаторами снижения или роста рынков. История знает массу случаев, когда после обвала рынков рекламные расходы продолжали расти.
В базе данных ZenithOptimedia содержится информация о развитии 70 мировых рынков за последние 30 лет. За это время было зафиксировано 12 серьезных обвалов на фондовом рынке. В двух случаях (азиатский кризис июля 1997 г. и «пузырь доткомов» в 2000 г.) падение фондовых рынков сопровождалось резким снижением рекламной активности в следующем году.
Российский офис ZenithOptimedia оставил неизменным свой предыдущий прогноз по развитию отечественного рынка рекламы на уровне в 22% по сравнению с 2010 г.
Данные по расходам на рекламу в первом полугодии 2011 г. свидетельствуют о том, что рекламный рынок начал быстро восстанавливаться на фоне общеэкономического оздоровления и развития потребительского рынка в 2010 г. Однако, в связи с текущей нестабильностью на фондовых рынках, скачками курса мировых валют и финансовых индексов, а также высокой зависимостью российской экономики от мировых цен на сырье, в третьем и четвертом квартале 2011 года рост рынка, скорее всего, несколько замедлится.
При этом экономические катаклизмы в большей степени могут оказать влияние на рекламную активность в следующем, 2012 г. Если в начале нынешнего года эксперты предполагали, что рост в следующем году может превысить динамику 2011 г. , то сейчас, в связи с экономической нестабильностью, ожидания стали более скромными. ZenithOptimedia прогнозирует, что в 2012 г. рост российского рекламного рынка составит не более 18%.
Что касается распределения бюджетов по медиа, интернет-реклама так же как в предыдущие годы, останется самым динамично развивающимся сектором рынка. К 2013 г. ее доля в общих расходах на рекламу достигнет 17% (в 2008 г. – 6%, в 2010 г. – 11%). Доля газет, журналов и радио будет медленно снижаться – с 4,1%, 9,0% и 5,1%, соответственно, в 2010 г., до 3,1%, 7,6% и 4,1% в 2013 г.
Темпы прироста в 2011 г. по отношению к 2010 г. (Россия)